Софиология после В. С. Соловьёва
- Рубрика: Презентации по Философии
- Просмотров: 375
Презентация "Софиология после В. С. Соловьёва" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Софиология после В. С. Соловьёва Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии Prezentacii.com
С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания От марксизма к идеализму: Сборник статей (1903) Два града: Исследования о природе общественных идеалов (1911) Философия хозяйства (1912) Свет невечерний: Созерцания и умозрения (1917) Трагедия философии (1920) Философия имени (1920) Основные сочинения
С. Н. Булгаков (1871-1944) Софийность мироздания Сущность и типы философии «Троическая аналогия» и троичность предложения История философии как история тринитарных ересей Учение о Софии Религиозный материализм Понятие Софии «Тварная София» Литургический критерий софийности Софиология хозяйства Софиология искусства Софиология пола Софиология творчества Софиология власти Софиология смерти Софиология истории
Троично предложение (суждение), в котором следует видеть не просто форму выражения мысли, но универсальный выразительный акт. Суждение, оно же грамматическое предложение, онтологической первоосновой сводится всегда к типу: я есмь нечто. Сущность и типы философии «Троическая аналогия» Это – «первосуждение», универсальная форма; как единство трёх членов: подлежащего, сказуемого и связки – оно несёт в себе образ троичности. Сущностное строение здешнего бытия определяется сущим в нём (особенно – в природе человека и в сфере человеческого духа) образом св. Троицы. Само существование человека может рассматриваться как суждение – развёрнутое высказывание человека о том, что он есть.
Истинная реальность, скрытая в форме Первосуждения, есть единство, равновесие и равноправие трёх грамматических начал, понятых как начала онтологические. Философия в принципе неспособна выразить цельность триединой реальности и обречена сводить Троицу к единице, избирая часть вместо целого. Сущность и типы философии История философии как история тринитарных ересей Она является поэтому или «философией субъекта» (Фихте), или «философией сказуемого» (Гегель), или «философией связки» (Спиноза). Первосуждение, таким образом, – это универсальная онтологическая структура, «схема сущего», но также и «схема истории философии». Но философии как таковой (и, следовательно, всякой философской системе) присущ монизм, утверждение единственного верховного начала.
Акт творения есть поднятие укона в меон творческим актом Бога. Но хотя и после Бога и по Его воле, материя есть также творческое начало: её ключевые определения – «Земля» и «Мать». Учение о Софии Религиозный материализм На вершине своего рождающего и творческого усилия Земля-мать потенциально является «Богоземлёй» и Богоматерью. Мир сотворён из «ничто», но следует различать абсолютное ничто (укон) и относительное ничто (меон). В своём онтологическом существе материя есть меон. «Укон» (греч. ουχόν) – абсолютное ничто, всецелая противоположность бытия. «Меон» (греч. μηόν) – относительное ничто, небытие, чреватое бытием.
София («Премудрость Божия») – «идеальный первообраз» мира в Боге. София – не только первообраз тварного бытия в целом, но и собрание первообразов каждой из вещей и каждого из явлений мира. В ней неотъемлемо присутствует аспект множественности и единства множества: она есть всеединство. В то же время это не просто всеединство или мир идей, но всегда – их персонификация, олицетворение. Учение о Софии Понятие Софии
Учение о Софии «Тварная София» Под софийностью понимается свойство причастности отдельного явления или всего тварного мира Софии как своему идеальному первообразу. «Софийность» вообще есть некий гармонический лад вещей, принцип закономерности и сообразности, «универсальная связь мира», противостоящая «несофийным» тенденциям вражды, хаоса, распада. Главные имена или дефиниции Софии суть Благо, Истина и Красота.
Поскольку церковная молитва – не об идеальном, а именно о грешном и падшем мире, темами софиологии оказываются: его нужды (труд, хозяйство), «Тварная София» Литургический критерий софийности и узы (семья, власть). Не чуждо софийности всё то, «за что можно молиться», что благословляет и освящает Церковь в своём богослужении. узловые вехи земного существования (рождение, продолжение рода, смерть),
«Тварная София» Софиология хозяйства В своём истоке хозяйство не порождено лишь падшим состоянием мира, существует и «райское хозяйство» как бескорыстный любовный труд человека над природой для её познавания и усовершенствования, раскрытия её софийности». Однако в падшем состоянии мира смысл и мотивы хозяйства радикально меняются: оно требует теперь усилия и является тяжким бременем, служит не раскрытию софийности, а нужде человека. Но оно сохраняет «низшие формы софийности»: в своей хозяйственной функции человек утверждает своё центральное, главенствующее место в мироздании, что соответствует его софийному первообразу.
«Тварная София» Софиология искусства Если «райское хозяйство» и «райское искусство» тождественны (эта синтетическая активность именуется теургией), то в падшем модусе они утрачивают важные (но противоположные) свойства теургии и становятся как бы дополнительными друг другу. Хозяйство, сохраняя способность действенного изменения мира, утрачивает ориентир софийности – способность созерцания красоты; искусство сохраняет способность видеть софийность, но утрачивает возможность её осуществить. Его отношение к Софии выражается понятием Эроса: это – влечение, стремление, которое, однако, никогда не достигает полного соединения со своим предметом, в чём и заключается «трагедия искусства».
софиология творчества и софиология власти. «Тварная София» Софиология пола «Мужское» и «женское» – два универсальных софийных принципа, на базе которых развиваются, в частности, Двуполость присуща тварному бытию вне зависимости от грехопадения, хотя в падшем состоянии она и «затемняется» привнесением похоти.
дара гениальности – и дара талантливости – «мужской» способности зачатия, открытия новых идей, «женской» способности вынашивать, развивать уже данные идеи. «Тварная София» Софиология творчества Творчество возникает из соединения
к господству и к подчинению («мужского» начала) («женского» начала). «Тварная София» Софиология власти Власть – это единство заложенных в человеческой природе противоположных стремлений:
умирание – и смерть – дурную, безысходную длительность, застывший миг смертного страдания, истинное завершение нашего существования, «законченность, исход и освобождение от умирания». «Тварная София» Софиология смерти Необходимо различать
«Тварная София» Софиология истории София тварная не есть неподвижный атрибут: она раскрывается, развёртывается, то есть имеет характер процесса; динамический аспект софийности выявляется через различие между «образом» и «подобием». Софийность как целокупная причастность человека Богу есть вместе и образ – сходство по некоторым неизменным признакам, и подобие – развёртывание образа до отождествления с Первообразом. Это соединение мира со своим Божественным Первообразом есть «ософиение» – Богочеловеческий процесс, в центре которого стоит Церковь и который в перспективе должен охватить всю Вселенную.
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах (1914) У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) (1918) Иконостас (1920-е гг.) Мнимости геометрии (1922) Основные сочинения
П. А. Флоренский (1882-1937) Конкретная метафизика Конкретная метафизика Философский символизм Гносеология символизма Пан-Символ Дискретный характер реальности и уровни смысловой выразительности Концепция пространства и пространственное понимание бытия Эстетика Искусство и культ Прямая и обратная перспектива
Нет никаких отвлечённых духовных сущностей или абстрактных идей, ибо духовный предмет всегда выражен в чувственном – явлен пластично и зримо. Феномен и ноумен выражают друг друга, образуя нераздельное двуединство, которое есть символ. Конкретная метафизика Философский символизм Вся реальность состоит из символов. Символ совмещает в себе «природное» и «духовное»; реальность едина, она повсюду, в любом своём элементе и чувственна, и духовна. Конкретность означает не отсутствие духовного предмета, но именно конкретный характер духовного предмета, обретаемый им за счёт его непременной воплощённости в чувственном. Но нет и чисто эмпирических явлений, ибо всякое явление есть выявление духовной сущности – чувственный облик определённого ноумена.
Конкретная метафизика Философский символизм Бытие, которое больше самого себя, – таково основное определение символа.
При таком подходе иначе понимаются и цели познания: а на выявление фундаментальных, первичных символов, из которых складывается данная область. Конкретная метафизика Гносеология символизма Эти первичные символы выделяются среди других символов своей простотой и элементарностью, за счёт которых они и обретают общность и универсальность. В любой сфере познание означает раскрытие символической природы явлений, узрение ноумена в феномене, так что принципиальные различия между родами знания исчезают. оно должно быть направлено не на открытие отвлечённых законов, «управляющих» разными сферами реальности,
Этот Пан-Символ, с одной стороны, не есть простая сумма сущего, а есть единое целое с собственным ноуменальным содержанием, Его внутренняя организация предполагает, таким образом, тождество частей целому, то есть образует всеединство. Конкретная метафизика Пан-Символ Всеединство есть вообще принцип внутренней формы символической реальности. Реальность в целом также составляет единый символ. а, с другой стороны, есть собирательное целое (не единство, а множество), поскольку объемлет и содержит в себе все символы.
Иными словами реальность состоит из дискретных элементов. В мире явлений существуют градации, ступени символичности, которые также не непрерывны, а дискретны. Конкретная метафизика Дискретный характер реальности Реальность «многослойна»: в Бытии-Космосе выделяется ряд «пластов», различающихся по степени выявленности ноуменов в феноменах. Реальность должна, таким образом, пониматься как состоящая из элементов, каждый из которых представляет собой отдельную и законченную цельность. Поскольку здешний мир нельзя отождествлять с полнотой и совершенством бытия, феномен может не в совершенстве выражать собой ноумен.
И феномен, и ноумен пространственны, следовательно, пространственной является и связь их друг с другом. Ноуменальное пространство не является копией эмпирического пространства, но оно и не абсолютно иное: ноуменальный мир есть мир «обращённый» («мнимый»). Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия Обе стороны символа: и чувственная, и умнáя – получаются одна из другой выворачиванием наизнанку. Пустое, бескачественное пространство, независимое от вещества, есть всего лишь абстракция, лишённая истинного существования. Существует особое пространство, отличное от пространства чувственных вещей и служащее вместилищем ноуменального.
Конкретная метафизика Пространственное понимание бытия Если переднюю сторону плоскости мы видим, то о задней только знаем. Но отвлечённо знать о некотором наглядном образе, сущность которого – именно в его наглядности, это значит иметь восприятие его каким-то иным, не зрительным, способом, но с коррективом на зрительность через отвлечённое понятие или через образ воспоминания. Действительность есть в этом смысле воплощение отвлечённого в наглядный материал, из которого и было получено отвлечённое; а мнимость – это воплощение того же самого отвлечённого, но в наглядном материале инородном. В этом смысле и надлежит говорить о понятиях ощущений, как ощущениях мнимых, или ощущениях мнимого… П. А. Флоренский. «Мнимости геометрии».
Поэтому особый характер, тесно связанный с культом, приобретает всякая активность, затрагивающая границу миров: смерть, сновидения, мистический экстаз и т.п. Искусство, таким образом, оказывается под эгидой культа. Эстетика Искусство и культ Иконопись сущностно едина с онтологией: обе области – одна в слове, другая в изображении – дают выявление незримых духовных сущностей. Ключевой момент в устройстве символической реальности – это отношение её двух миров, подлежащее ведению культа. В более широком понимании пограничной активностью следует полагать и всякое творчество, поскольку оно направлено на раскрытие смысловой стороны явлений.
Эстетика Прямая и обратная перспектива К. Брюллов. «Наездница» (1832, Третьяковская галерея). Двум основным видам миропонимания: «возрожденческому» и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения: прямая
Эстетика Прямая и обратная перспектива «Крещение» (30-ые гг. XV в., Тверская школа) Двум основным видам миропонимания: «возрожденческому» и «средневековому» – соответствуют два типа художественного изображения: прямая и обратная перспектива.
Эстетика Прямая и обратная перспектива Евклидово пространство однородно, изотропно, непрерывно, связно, бесконечно и безгранично; поэтому оно не пригодно для символизации глубинной, прерывной, многосвязной, замкнутой и иерархичной реальности.