Радио
Презентация "Радио" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
На современном этапе развития общества средства массовой информации являются одним из важнейших участников социальных отношений. Пресса, радио, телевидение и интернет являются теми источниками, из которых можно всегда получить информацию о важнейших событиях как мирового, так и регионального масштаба. В настоящее время в связи с бурным развитием телевидения и интернета значение радио и печатных СМИ в процессе информирования общества несколько уменьшилось…
История изобретения радио Прошло более 100 лет со дня изобретения радиопередачи полезной (заданной) информации русским ученым Александром Степановичем Поповым, который 25 апреля по старому стилю (7 мая - по новому стилю) 1895 года впервые в мире сделал научный доклад для научно-технической общественности об изобретенном им методе использования излученных электромагнитных волн для беспроводной передачи электрических сигналов, содержащих полезную информацию для получателя, и продемонстрировал такую передачу в действии, получая в приемнике эту информацию. В марте следующего года он продемонстрировал уже прибор для передачи сигналов, передав на расстояние 250 м радиограмму их двух слов "Генрих Герц". Таким образом появился новый источник СМИ. В честь этого изобретения было принято Постановление Совнаркома СССР от 4 мая 1945 г., в коем констатировалось: "В ознаменование 50-летия со дня изобретения радио русским ученым А.С.Поповым, исполняющегося 7 мая 1945 г., СНК Союза ССР постановил: учитывая важнейшую роль радио в культурной и политической жизни населения и для обороны страны, в целях популяризации достижений отечественной науки и техники в области радио и поощрения радиолюбительства среди широких слоев населения, установить 7 мая ежегодный "День радио". Таким образом радио как СМИ стало доступно широким слоям населения.
Радио В Челябинской области Создателя радио А. С. Попова можно смело назвать нашим земляком. Он родился на Урале 4 (16 марта) 1859 г. в пос. Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне г. Краснотурьинск Свердловской области). В 2004 г. исполняется 145 лет со дня его рождения и 75 лет со дня появления радио в Челябинске. 1920-е гг. стали временем бурного развития проводного вещания в стране. В 1922 г. коллектив Нижегородской радиолаборатории построил радиовещательную станцию в Москве. В то время она была самой мощной в мире, позже ей было присвоено имя Коминтерна. К 1929 г. в СССР уже работало 23 радиовещательных станции. В этом же году в Челябинске был смонтирован первый радиоузел Министерства связи. Он располагался в доме № 94 по ул. Труда, где была установлена радиотрансляционная аппаратура УП-30. Это и было началом развития городской и сельской радиотрансляционной сети в Челябинске и области. 7 ноября 1929 г. в эфире прозвучал первый выпуск радиогазеты, ее ведущим был В. Востряков, первый диктор челябинского радио. В то время в городе насчитывалось всего 150 радиоточек, смонтированных в квартирах и общественных местах. Первым организатором и руководителем радиоузла был Григорий Георгиевич Шулдяков. Он принимал участие и в постройке радиостанции РВ-68, которая была смонтирована по ул. Кирова. Эта радиостанция мощностью 1 киловатт была приспособлена для вещания на город и ближайшие районы. Но настоящее эфирное радиовещание началось с введения в строй 10 киловаттной радиостанции РВ-72, строительство которой было начато в 1934 г. Монтаж производил московский трест "Радиострой". Для изготовления мачт высотой 100 м из Тюмени был привезен специальный мачтовый лес. 15 мая 1935 г. были проведены первые пробные передачи, а с октября радиостанция вступила в строй. Ее первым начальником был Виктор Семенович Яскевич. С началом работы радиостанции стали возможны и внестудийные передачи. В летописи городского радиовещания многое достойно внимания и изучения. Это и первый опыт трансляции с места событий, когда город слушал выступление М. И. Калинина, приехавшего на торжественный пуск ЧТЗ 1 июня 1933 г., и радиомост с городами области, проведенный 9 мая 1945 г., и репортажи с мест по телефону, идущие прямо в эфир, и зазвучавшие по радио голоса челябинцев, уехавших поднимать целину, и всесоюзное признание после участия в экспозиции на ВДНХ в 1955 г., и многое другое.
Самым известным диктором был Юрий Борисович Левитан – символ эпохи развития радио в СССР. Юрий Борисович Левитан — диктор Всесоюзного радио с 1931, диктор Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, народный артист РСФСР(1973), народный артист СССР (1980); обладатель редкого по тембру и выразительности голоса. Именно Юрию Левитану, благодаря уникальному тембру голоса, было доверено объявлять сообщать о победе и взятии Берлина 4 мая 1945. Чтение Левитана стало неотъемлемой частью советской жизни и оказывало на слушателей сильное эмоциональное воздействие. Почти 50 лет Левитан читал важнейшие политические документы, вёл репортажи с Красной площади, из Кремлёвского дворца съездов, участвовал в озвучивании художественных фильмов и т. д.
Места прослушивания радио Сегодня многие журналисты сами ведут свои передачи, радио нового века почти отказалось от дикторов. Голоса их создателей и ведущих и других хорошо знакомы миллионной аудитории страны. С 70-90-е г.г. ХХ в. были отмечены появлением новых радиостанций: Радио "Студия-1", "Русское радио", "Европа плюс Челябинск", "Радио 101", "Интерволна", радио "Ретро-Челябинск", радио "Континенталь, Радио Свободы, Голос Америки др. По результатам исследований Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) и Института Гэллапа остается одним из лидеров СМИ ХХ в. И по настоящее время радиовещание занимает свою важную роль в Сми.
Радио как средство массовой информации Радио является вторым по времени появления средством массовой коммуникации после печати. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д. Характерным для радио является вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от звучащей речи, музыки, «не делит» своего внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда,— это активизация воображения слушателей, позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа.
Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно—передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания и внутреннего строения, учитывающего закономерности сосредоточения, переключения и отвлечения внимания, а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио. Определенным образом при контактах с радио негативно сказывается то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий. В силу этого, с одной стороны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом процессе. Но, с другой стороны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих.
Интернет-радио Интернет-радио или веб-радио — группа технологий передачи потоковых аудиоданных через сеть Интернет. Также в качестве термина интернет-радио или веб-радио может пониматься радиостанция, использующая для вещания технологию потокового вещания в Интернет.