История милосердия в России
- Рубрика: Презентации по Истории
- Просмотров: 443
Презентация "История милосердия в России" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Научно-исследовательская работа на тему: (90-летию памяти Елизаветы Федоровны Романовой посвящается…) Автор: Барышникова Вероника Владимировна Ученица 11 класса МОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1» Научный руководитель: Андреева Наталия Борисовна, учитель истории МОУ «БСОШ №1»
Цель работы: выявить историю и специфику милосердия в России. Задачи: 1. С помощью Библии выявить истоки милосердия; определить его понятие и признаки. 2. На примере меценатства исследовать историю милосердия в России; 3. Оценить вклад Елизаветы Федоровны Романовой и семьи Романовых в целом в развитие идеи милосердия в России.
Гипотеза: Милосердие – 1) признак выздоровления российского общества; 2) прямо пропорционально переживаемым страданиям общества и государства; 3) зеркало исторической эпохи, отражающее все «болячки» общества
Милосердие в понимании христиан: Милосердие – инициативное чувство и активное действие (Евангелие от Луки, 10:29-37) Милосердие воплощено в участливом отношении к людям и как таковое противопоставлено в новозаветных текстах небрежению и беззаботности (Евангелие от Матфея, 6:24; Послание ап. Павла Римлянам, 9:13,28). Условия милосердных дел: 1) тайна; 2) отсутствие благодарности; 3) Добрые дела в пользе даже нехристиан; 4) любовь и милосердие к себе, т.к. без любви к себе нет любви и к другим; 5) В заповеди любви требование милосердного отношения к ближнему обосновывается и подкрепляется требованием любви к Богу: в этой любви человек должен проявить себя во всей внутренней полноте и цельности сердца, души, воли и разума (Евангелие от Матфея, 22:37); 6) милосердие как проявление любви к Богу и страха перед Страшным Судом, главным критерием святости человека являются именно благие дела.
XIX век – золотой век милосердия в России В 1890–1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год: в Санкт-Петербурге – 1981327 рублей; в Москве – 1813060 рублей; в Одессе – 709863 рубля; в Риге – 504556 рублей. В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.
«Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи...». П.М. Третьяков 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных, главным образом французских и немецких, мастеров второй половины XIX в. В признание огромных заслуг перед столицей П.М. Третьяков стал почетным гражданином Москвы.
Савва Мамонтов В 1870-90 гг. подмосковное имение Саввы Мамонтова Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались крупнейшие русские художники В.А. Серов, М.А. Врубель, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, В.Д. и Е.Д. Поленовы, К.А. Коровин, И.Е. Репин, Ф.И. Шаляпин, карьере которого Савва Мамонтов немало способствовал.
Ольга Николаевна Романова: [30 августа (11 сентября) 1822 — 18 (30) октября 1892, Фридрихсгафене], королева Вюртемберга (с 1864), дочь российского императора Николая I. Получила образование под руководством П. А. Плетнева, протоиерея Г. П. Павского и В. А. Жуковского. В 1846 г. вышла замуж за наследного принца Карла, ставшего в 1864 г. королем Вюртемберга. Ольга Николаевна занималась благотворительностью, шила для бедных. Во время Франко-прусской войны в ее дворце разместились мастерские. Она руководила организацией помощи раненым. В честь своей жены король Карл I учредил в 1871 г. орден Ольги, как награду за благотворительность и помощь больным и раненным, особенно во время войны.
ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА (урожденная Елизавета-Александра-Луиза-Алиса) (1864 — 5(18) июля 1918, Алапаевск), великая княгиня, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, сестра императрицы Александры Федоровны, супруга великого князя Сергея Александровича (с 1884), святая Русской православной церкви. Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. возглавила в Москве движение по оказанию помощи воинам, а также вдовам и детям погибших. После убийства мужа 4 февраля 1905 распустила двор и посвятила себя благотворительности. В 1907 приобрела в Москве усадьбу для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. 11 апреля 1910 приняла постриг настоятельницы обители. По ее инициативе в обители были устроены больница, амбулатория, аптека, приют для девочек, бесплатная столовая для бедных. В годы Первой мировой войны включилась в деятельность по оказанию медицинской помощи солдатам и офицерам действующей армии.
Вопросы для сравнения Библия XIX в. СССР Современное понимание Определение слова «Милосердие» сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; участливое отношение к людям понимание другого человека, сострадание к нему, деятельное участие в жизни другого. Безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу и оказание помощи неимущим Помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи. Восприятие милосердия обществом на Страшном Суде все люди (даже не христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия к прежде окружавшим их нуждавшимся ближним а) милосердие провоцирует конфликты: ставит того, кому оно оказано в ущемляющее положение; милосердие может вести к неравенству; б) милосердие - навязывание блага другому; в) милосердие совершается в немилосердном и несовершенном мире. Негативное отношение Оказание материальной помощи нуждающимся, поощрение и развитие каких-либо общественно значимых областей деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т.д.) Примеры Притча о добром самаритянине А.П.Мальцев, С.И. Мамонтов, Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и П.М. Третьяков Закрытие церквей и монастырей. Преследование инакомыслящих. Л. Рошаль, Г.Илизаров. Проявление инициативное чувство и активное действие; стремление к совершенству; человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру; человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого; естественное себялюбие человек должен подчинить милосердному отношению к другому. Милосердие непосредственно связано с требованиями прощения обид, непротивления злу насилием и любви к врагам Финансовая помощь, меценатство, благотворительность, спонсорство Классификация Духовное и Телесное Телесная и духовная Телесная Способы Дела милосердия лучше всего творить незаметно, безымянно. Милосердие – служение. Не всегда открытое и явное Открытое, поощряется государством в виде налоговых вычетов.
Выводы: Милосердие в Россию пришло вместе с христианством и воспитывалось на примере библейских сказаний, т.е. пришло к нам позднее, чем в европейские страны. В России большее распространение получило телесное милосердие, проявлением которого можно считать меценатство и благотворительность. Проблемой воспитания милосердия чаще всего занималась церковь. Расцвет милосердия в России совпадает по времени с самыми тяжелыми испытаниями в истории русского народа: с войнами, с эпидемиями, с великими потрясениями; а кризисы совпадают со временами процветания и подъема. Больший вклад в развитие милосердия в России принадлежит представителям старообрядческой церкви. Никоновские реформы изменили отношения между людьми в сторону агрессии, непонимания, нетерпимости. Возврат к старым корням, традициям не всегда является регрессом. Иногда он может и оздоровить нацию. Воспитание милосердия должно стать государственной проблемой, и оно не должно ограничиваться финансами, а должно оцениваться морально. Например, следовало бы возродить вручение ордена святой Ольги. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие должно быть бескорыстно. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.