Хозяйство и люди в XV-XVI вв
- Рубрика: Презентации по Истории
- Просмотров: 368
Презентация "Хозяйство и люди в XV-XVI вв" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Хозяйство и люди в XV-XVI вв. Цель урока: Показать особенности социально-экономического развития России в период складывания централизованного государства в сравнении с Западом. План урока: 1. Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъёма сельского хозяйства, укрепления военной мощи государства. 2. Города, ремёсла, торговля в условиях централизованного государства. 3. Государство и Православная Церковь 4. Церковь и еретики. 5. «Москва – Третий Рим»
1.Роль свободного крестьянства в обеспечении процесса внутренней колонизации страны, подъёма сельского хозяйства, укрепления военной мощи государства. Регулярное хозяйство с севооборотами Новые пахотные орудия труда (соха-косуля) Животноводство(освоение великолепных заливных лугов) и увеличение конского поголовья Понятие: Деревня (от глагола «драть») раздирали целину Северо – Восточная Русь – деревни от3-4 до 7-8 дворов Понятие: Починки – маленькие поселения в 1-3 двора Вывод: русские люди начали освоение собственной страны – это внутренняя колонизация. Главная фигура – крестьянин (от слова «христианин»)- член сельской общины Понятие: трехполье
Вопрос? 1)крестьянская община помогала усиливавшемуся государству в сборе налогов; 2)крестьянская община защищала крестьянина от произвола частных землевладельцев и злоупотреблений власти. Укажите: - правильны оба утверждения; неправильны оба утверждения; правильно одно и неправильно другое. Вопрос? “Судебник” Ивана III 1497 г. Сроки перехода крестьян ограничивались и прежде. Что было новым по Судебнику? Ответ : Сроки перехода по всей стране. Плата пожилого. ( Пожилое = около рубля = 200 пудов ржи = 14 пудов мёда) Вопрос? Какие повинности несли русские крестьяне?(Барщина была развита слабо – на барской пашне работали холопы. Преобладал натуральный оброк)
2. Города, ремёсла, торговля в условиях централизованного государства. Карта XIV-XV вв.(показать города) Упадок городов: Города: Крупные: Ростов, Суздаль, Москва, Новгород, Псков Дмитров, Звенигород Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Смоленск. восстановление ремёсел помочи (помощь в постройке дома) Торговля (гости, сотни, полусотни)
3. Государство и Православная Церковь Вопрос? Укажите неверный ответ: В XVв. – первой половины XVIв. Церковь на Руси была: а) мощной религиозной и нравственной силой; (отказ принять унию с католичеством) б) богатым землевладельцем; в) средоточием культурных ценностей; г) придатком царской власти. С середины XVв. Русская Православная Церковь – автокефальная (самостоятельная; организация, независимая от константинопольского Патриарха)
4. Церковь и еретики. Ересь (особое вероучение) Ересь стригольников Казнь Стригольников Древнерусская миниатюра Одной из первых русских ересей было стригольничество. Происхождение этого названия неясно. Быть может, связанно с тем, что среди еретиков было много монахов, проходивших обряд пострижения. Постригаемому послушнику священник крестообразно выстригал волосы на голове в знак его посвящение Христу. Пострижение символизировало полное принятие монастырского устава отречение от мира. Ересь стригольников возникла в XIV в. Первоначально в Новгороде, затем перекинулась в Псков .Идеологи стригольничества были знатоками «книжности», сами занимались « писанием книжным».Отрицая « поставление по мзде», они фактически отрицали всю церковную иерархию, отказывали духовенству в праве быть посредником между богом и людьми. Стригольники стремились разумом понять веру. Именно поэтому они не признавали таинства причащения, как бессмысленного с точки зрения разума.
Другое мнение, что в настоящее время не имеется документальных сведений о начале ереси стригольников, как назвала первую русскую ересь церковь. Известно, что это название было дано сообразно с ремеслом("стригаль сукна" - суконщик) одного из основателей секты. Исходный пункт ереси лежит в местных псковских церковных отношениях, с трудом уживавшихся рядом с феодальной организацией новгородской архиепископской кафедры. Из столкновения городской церкви с притязаниями феодального сеньора, которым был новгородский архиепископ, и появилась секта стригольников.
В лице жидовствующих мы имеем дело со сложным и широким явлением, сыгравшим немаловажную роль в событиях конца 15 - начала 16 века. Возникнув в Новгороде, ересь, по словам Иосифа Волоцкого, проникла в Москву, ко двору самого князя, заразила самого митрополита Зосиму и перекинулась в заволжские монашеские скиты. Очевидно, что несмотря на уверения Иосифа, будто все еретики держались одних и тех же взглядов, дело было совсем не так, разнообразие социальной среды, захваченной ересью, должно было повлечь значительные оттенки в идеологии. Однако церковные историки пришли к самым противоположным выводам о сущности ереси. А.С. Архангельский пришел к выводу, что никакой ереси не было, а были только отдельные лица, высказывавшие критические мнения по поводу различных вопросов вероучения и церковного управления. На противоположном полюсе Е.Е.Голубинский, заявивший, что "ересь жидовствующих представляла из себя не что иное, как полное и настоящее иудейство, или жидовство, с полным отрицанием христианства". Между этими крайностями мнение Панова, который считает ересь жидовствующих непосредственным продолжением стригольничества, случайно испытавшим на себе влияние иудейства. Для правильного суждения о ереси приходится оценить те источники, которые сообщают нам о ней. Имеются послания новгородского архиепископа Геннадия с отрывочными данными о еретиках; "Известие" митрополита Зосимы о соборе 1490 г. с обличением ереси. Жидовтвующие Убийство жидовствующими Князя Андрея Боголюбского
Со второй половины XV в. в России наступает экономический переворот - появляется постоянный и с каждым десятилетием расширяющийся рынок для сбыта сельскохозяйственных продуктов, растут города и возникает русское бюргерское сословие. Церковь также преобразуется и со стороны организации, и со стороны идеологии, и со стороны отношений к государству. В течение второй половины 15 в. и в течение всего 16 в. на этой почве кипит ожесточенная социальная борьба, в которой церковные группы и деятели принимают оживленное участие. Кризис идеологии феодальной церкви сопровождается появлением еретических течений: он заканчивается соборами 16 в., которые наряду с организационными мерами предпринимают ряд мероприятий для борьбы с еретиками. Динамика этой эпохи запутана, т.к. в ходе событий постоянно сталкивались самые разные течения, церковные и мирские, давая неожиданные сочетания.
Борьба с еретиками. Когда ересь из Новгорода докатилась до Москвы еретики стали поговаривать, что следовало бы созвать собор о вере, иосифляне /от имени вождя Иосифа Волоцкого/ обеспокоились и начали ожесточенную контратаку.По адресу еретиков Иосиф не брезгует клеветой и доносом .Он пишет, что еретики "жертвы жидовския жряху, и пасху жидовскую и праздники жидовския творяху". В Москве и в 1490 г. Зосима был вынужден созвать первый собор на еретиков, которому были преданы сторонники ереси, обнаруженные в Новгороде и Москве. Вместо беспощадной казни для них всех, как того требовал Геннадий, они были отлучены от церкви и преданы проклятию. Против ряда видных еретиков применили типичноинквизиторскую кару: еретиков посадили задом наперед на лошадей (в Испаниисажали на ослов, но в Новгороде ослов не нашлось), надели на головы"бесовские" колпаки с рогами, а на грудь каждому повесили надпись: "се естьсатанино вьинство". После этого их провезли по всему городу, и каждыйвстречный должен был плевать в проповедников свободы воли – это былонаказанием за "гордыню". Затем некоторые были казнены, многие сосланы вотдаленные монастыри. Иосифляне прибегли к методу интриг и заговоров, но и тут поначалу их ждал неуспех. Они поддержали вторую жену Иоанна Софью, приверженцы которой составили в 1497 г. заговор на жизнь Дмитрия, но заговор был раскрыт. Вся борьба сосредоточилась при дворе. Иосифляне добивались влияния на князя. В 1499 г.интрига, которую вела Софья, увенчалась успехом. Князь вернул свое расположение Софье и ее сыну Василию, а вожди старобоярской партии попали в опалу. Ряполовскому отрубили голову, а Патрикеевых постригли в монахи и сослали в заволжские скиты. Но борьба на этом не окончилась. Напротив, сосланные еретики нашлидля себя поддержку, т.к.скиты существенно отличались от остальныхмонастырей, а "заволжские старцы" были защитниками и ярыми противниками монастырского землевладения. Основателем заволжского направления был современник Иосифа Волоцкого - Нил Сорский.
В условиях конца 15 в. когда жил Нил Сорский, церковная организация не имела под собой почвы и была не широким движением, а уделом отдельных экзальтированных и образованных людей.В скитах Нила после его смерти оказалось всего 12 старцев. Как раньше московская власть в своей борьбе за церковные имущества не побрезговала новгородскими еретиками, так теперь она стала искать содействия у заволжских старцев.После собора 1490 г. Нил оказался втянут в московскую политику: в частных секретных совещаниях, устроенных князем по вопросу о праве монастырей и церквей владеть имуществами, он участвовал в качестве видного и приятного для князя авторитета. . Иосифляне начинали сознавать, что для сохранения монастырских имуществ недостаточно борьбы только на почве религиозной идеологии что нужно учесть перемену социально-политической обстановки и вместо угрозы князю бунтами сделать ему политические уступки , церковь должна была пойти навстречу стремлениям московских царей, санкционировать "самодержавие" московского князя,церковь должна была признать единым главой над собой московского князя .После формального избрания Симона на соборе епископов 1495 г. по указанию великого князя во время торжественного посвящения нового митрополит великий князь собственноручно "продал его епископам" и повелел ему "принять жезл пастырства и взойти на седалище старейшинства".Это указало иосифлянам линию поведения. Не прекращая борьбы с еретиками, иосифляне постепенно переносят ее на чисто политическую почву. Сожжение Еретиков
Собор 1503 г., созванный для разрешения вопроса о вдовых священниках, показал иосифлянам, что медлить нельзя, центр тяжести заключается в установлении новых отношений к "державе" московского князя. Иосиф сумел защитить монастырских имуществах,но нужно было действовать, и сразу же после собора он воспользовался болезненным состоянием престарелого князя Ивана III, чтобы окончательно взять его в руки и побудить перед смертью на "душеспасительное" дело – на розыск и казнь еретиков. Этот собор 1503 г. был, в противоположность собору1490 г, расправой быстрой и жестокой. Дознание происходило излюбленным способом испанской инквизиции.Под пытками люди не выдерживали и оговаривали даже невиновных.Выслушав "многих истинных свидетелей", собор предал еретиков проклятию, аих главарей передал князю для наказания. Показательный процесс закончился очередным инквизиторским представлением. На льду Москвы реки в деревянной клетке были сожжены главные представители московского еретического кружка - Ивана Волков, брат Федора Курицына, зять протопопа Алексея, Иван Максимов, и юрьевский архимандрит Кассиан. Остальные еретики были разосланы по монастырям под надзор игуменов. На руку иосифлянам заволжские старцы стали возражать против этих жестокостей, ссылаясь на евангельский рассказ о прощении Иисусом грешников и на заповедь "не судите, и да не судимы будете". Иосиф заявил, что заволжских старцев научили еретики, внушив им мысль о необходимости пощады еретикам; после этого Иосиф излагает целую инквизиционную теорию сотрудничества светской и духовной власти в деле преследования ереси. Иосиф Волоцкий
Церковь только разыскивает еретиков , прибегая к приемам сыска и пыткам; когда еретики будут открыты, церковь может их убить либо одним словом, либо через посредство гражданской власти, которая предает их надлежащей казни. Эта полемика, во-первых, дала иосифлянам возможность заподозрить в ереси и неугодных им заволжских старцев, и, во-вторых, сближала их с великокняжеской властью на поприще борьбы с крамолой. Так с робким началом развития свободомыслия на Руси было покончено.Одиночек-еретиков продолжали жечь и дальше, но особенно активно в этом отношении союз церкви и государства преуспел во второй половине XVII века, когда ему пришлось иметь дело со старообрядчеством. В этом союзе церковь навсегда заняла подчиненное, а после Петра –рабское положение, в которое она сама приводила и продолжает приводить русское общество с конца XV века до наших дней. Вилка еретика
Борьба с еретиками на Руси. Иосиф Волоцкий – церковный деятель, публицист, православный святой, возглавил борьбу с новгородско-московской ересью(т.н. ересь “Жидовстующих”). Иосиф Волоцкий выступал за самое жесткое обращение с еретиками, полагая, что даже покаявшихся еретиков нужно держать в темнице , а упорствующих – казнить. Лютой казни, по его мнению, заслуживают даже те православные, которые не донесли о еретиках властям. Иосифляне – последователи церковно – политического учения, созданного Иосифом Волоцким. Защитники церковного землевладения. Нестяжатели – сторонники отказа от церковной собственности, имущества. Не поддерживали еретических взглядов, но допускали всё же более или менее свободное толкование церковной литературы. Они склонялись к мнению, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться. “Не подобает нам судити никого, ни верна, ни неверна, но подобает молитися о них, а в заключение не посылати.”
5. «Москва – Третий Рим» Конец XVвв. – «Сказание о князьях Владимирских» - родословная московских государей от византийских императоров и римского императора Августа. Начало XVIв. – послание игумена Псковского Елеазарова монастыря Филофея к Василию III. Рим пал из-за отступничества от истинного христианства, Константинополь- из-за Флорентийской унии 1439г. Третий Рим – Москва, четвёртому не бывать. Система государственного управления России в XVв. Поместный Церковный Собор Великий князь Государь Всея Руси Великокняжеская канцелярия (Казна и Дворец) Армия Боярская Дума Приказы Местное управление Наместники Д.З, параграф18 – вопрос 7,11. Вывод урока: 1. Со 2-ой пол. XVв. В России наступает экономический переворот. 2. Церковь – идеологический оплот царской власти, «воля царя - воля Божья». 3. Укрепление центральной власти в условиях экономического развития Русского гос-ва. Земский собор