Традиционные институты власти
- Рубрика: Презентации по Истории
- Просмотров: 429
Презентация "Традиционные институты власти" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
В в е д е н и е Знаменитые Ханы Фотографии биев Заключение Институт ханов Институт биев Институт аксакалов
Институт хана Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен всех казахских племен имел верховное право распоряжаться всей территорией ханства, всеми землями, принадлежавшими улусами, право, которое было следствием его основной функции и главной обязанности – вооруженная 1)охрана страны от внешних врагов. 2) Хану принадлежало право объявления войны и заключения мира, бывшее следствием его функции верховного руководителя войск. 3) Хану принадлежало верховное право ведения переговоров с иностранными государствами, что являлось следствием его функции определять внешнеполитический курс государства. 4) Хану принадлежало право убить или оставить в живых своего подчиненного – право, бывшее следствием его функции верховного судьи. 5) Хану принадлежало право издавать законы и обязательные для всех членов общества приказания – право, бывшее следствием его функции сохранять существующее общественное устройство и порядок.
Восхождение на престол Ханский титул прямо не передавался по наследству, а мог быть приобретен лишь в результате официального акта избрания, провозглашения ханом какого-либо султана путем торжественного обряда на многолюдном собрании (курултае). Эта торжественная церемония обычно проводилась в пятницу, под открытым небом. Собравшийся народ, будь то пеший или всадник, располагались широким майданом с площадкой посередине, устланной дорогими коврами, разноцветными текеметами и сырмаками, шелковыми одеялами. Это место называлось «торь» - самое почетное место. Его занимают тремя – четырьмя рядами вкруговую по степени значимости и важности представители высшей элиты степи, которые непосредственно принимают участие в выборах. В самом центре стелется изготовленная именно для этого случая белоснежная кошма, края которой подшиваются золотыми нитями. После того, как установится тишина, с места поднимается наиболее известный на всю Орду, самый авторитетный и уважаемый аксакал и извещает народу решение Великого совета, называет имя будущего хана.
Избранник, сопровождаемый двумя знатными людьми, выходит на середину белой кошмы. Затем он поворачивается лицом в сторону Мекки и садится поджав под себя ноги. Теперь начинается вторая, предназначенная для всего народа , часть церемонии. По очереди начинают выступать перед собравшимися бии – ораторы, военачальники – батыры, отдельные султаны, также претендующие на ханский престол. Все речи в основном посвящены выдающимся качествам будущего хана. Обычно каждое выступление сопровождается поддерживающими выкриками собравшихся, которые бурно выражают свою радость и согласие. Несогласие тоже проявляется открыто. Но чаще всего церемония подготовлена заранее и проходит по «сценарию», без неприятностей для будущего хана. Затем религиозный глава улуса от имени аллаха и духов предков, всего народа читает соответствующую молитву. Провозглашенного ханом избранника-чингизида сажали на тонкий белый войлок, олицетворявший в глазах народа чистоту его намерений, знатности и богатства его рода, и затем наиболее влиятельные лица казахского общества из числа султанов, биев, батыров и старшин трижды приподнимали войлок за концы, провозглашая: « Хан! Хан! Хан!». Затем поздравляют хана, на собравшихся разбрасывается шашу из золотых и серебряных монет. После того как белая кошма, служившая в степи своеобразным троном, окончательно опускалась на землю, участники данного ритуала разрывали ее на мелкие клочки, и всякий из этих людей старался унести с собой оторванный кусок на память о своем участии в торжественном событии провозглашения хана. Одежду хана делят между собой четыре человека, поднимавшие углы кошмы. Эта традиция носила название «ханталапай».
«Хан сыркыты». Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа, так как он – хозяин улуса и народа, народное добро – его добро, поэтому у него не должно быть других забот кроме заботы о своем народе. «Хан талау», по своей сути прямо противоположный обычаю. Это когда люди делят между собой и разбирают до нитки все имущество, весь скот хана, который не оправдал доверие народа, прославился не отсутствием таланта, а кровожадностью, не слабоумием, а нечестностью и лицемерием. Этот обычай служил гарантом того , что не только хан, но и правители всех звеньев не могли перешагнуть границы нравственности. Суть – весь народ отрекается от своего правителя и откочевывает, оставив его в орде. Так было в 1530 году, когда в ставке остался один хан Таир. Местоприбывание хана (ставка) называлась орда. Шатер хана размещался отдельно от других, в самом центре лагеря, выделялся величиной и роскошью и охранялся особой гвардией. Прочие шатры разбивались лишь потом и около ханского двора; причем каждый член царствующей фамилии, каждый придворный чин и военачальник знал точно место своего шатра, соответствующее его положению и званию, т.е. направо или налево от шатра хана, в первом, втором или третьем ряду он будет жить в орде. «Столица наша-наше седло»-сказал Шейбани-хан. Обычай и традиций
Первым старшим ханом казахов был Гирей, основавший совместно с Джанибеком самостоятельное Казахское ханство. Во время правления в Казахском ханстве Касым – хана, ханская власть в казахской степи была прочной, авторитетной и значительной как по территориальному охвату, так и по масштабам расширения. Под знамена Касыма к концу его правления собиралось до 1 млн. человек. Ему удалось значительно раздвинуть границы территории Казахского ханства на северо – запад, север и юг и установить контакты с сильными соседними государствами и народами. Хаккназар хан вошел в историю как один из наиболее энергичных, гибких и дальновидных казахских правителей средневековой эпохи. Большие успехи в усилении политического могущества Казахского ханства в конце XVI века были достигнуты одним из ближайших его преемников ханом Таваккулом. Крупным правителем и законодателем казахов, оставивших глубокий след в народной памяти, был Есим – хан. Еще большую известность получил его внук хан Тауке, названный А.И. Левшиным «Ликургом орд казачьих». Народные предания казахов приписывают ему авторство знаменитого устного свода норм обычного права кочевого населения степи - «Жеты Жаргы». Знаменитые Ханы
В самые тяжелые и трагические для казахов года «Актабан шубырынды» хан Абулхаир окозался первым и фактически единственным из степных правителей – чингизидов, кто сумел не только быстро преодолеть в самом себе состояние растерянности и отчаяния, вызванное внезапным появлением в южных кочевьях казахов джунгарских войск, но и мобилизовать за короткий срок ударные силы различных казахских родов и плеиен на решительный отпор неприятелю. Он был глубоко убежден в том, что без сильной поддержки Российской империи ханская власть в степм не сможет обеспечить сколько – нибудь стабильную интеграцию всех трех жузов на долговременную историческую перспективу и сохранить социокультурное единство и этнотерриториальную целостность Казахского ханства. Абулхаир – хан сделал однозначный выбор в пользу европейской цивилизации и тем самым придал новый импульс развитию казахского общества. Подобно своему предшественнику Абулхаир – хану, Аблай стремился объединить под своей властью казахов трех жузов и добиться экономического и политического усиления Казахского ханства в Центральноазиатском регионе. По воле истории и личной судьбы Аблай стал последним ханом, претендовавшим на старшинство во всех трех казахских жузах. После его кончины в результате активного вовлечения наиболее влиятельных кочевых лидеров региона и подвластных им родоплеменных групп казахского общества в сферу геополитических интересов России, Китая и Коканда почти трехвековая традиция существования института старшего хана в степи окончательно прекратилась. С этого момента четко наметился сложный процесс длительной трансформации традиционной системы власти у казахов Младшего и Среднего жузов под воздействием государственных институтов России.
Влияние биев определялось как многочисленностью и силой, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. Бии казахских улусов пользовались некоторыми особыми правами: в пределах подвластных им родов только биям принадлежала и судебная, и административная, и военная власть. Эта власть придавала биям определенный политический вес, который выражался в том, что Бии наряду с султанами участвовали в решении общегосударственных дел, сообща являясь на ежегодно созываемое народное собрание. Наиболее влиятельные родоначальники входили в «совет биев» при хане. « Только глубокие познания в судебных обычаях, давали киргизам это почетное звание»,- указывал Ч.Ч. Валиханов. Бии представляли собой интеллектуальную и правящую элиту казахского народа с древнейших времен, которая против чингизидов сместилась на второе место. И все же судебная власть, была ведущей формой власти в системе управления. Судьи располагали большими правами в толковании норм, обосновании и вынесении решений, а также определении методов и форм проведения этих решений в исполнение. В руках биев была фактическая власть.
«Совет биев» как важнейший коллегиальный орган кочевой цивилизации сыграл в укреплении казахской государственности существенную роль, отражая чаяния и нужды народа, добиваясь во внутренней и внешней политике позитивных результатов. «Совет биев» собирался в городах Туркестан и Ангрен вблизи реки Сырдарьи или в местности Битюбе и Мартюбе, что в районе древнего Сайрама. Рычков Н. писал: «Правительство в тех ордах по большей части походит на демократическое, ибо кто в каком роде старее... того и почитают». «Совет биев», бии родов, племен рассматривали случаи» когда конфликтные ситуации в силу особой сложности и психологической взрывной опасности могли перерасти в межродовые, межплеменные столкновения, чреватые появлением кровной вражды, переходящей из поколения в поколение. В годы джунгарского нашествия «Совет биев» назначали самых смелых и отважных батыров командующими военными подразделениями. «Совет биев» включал в свой состав таких выдающихся личностей, как Толе, Казыбек, Айтеке, досай, Едиге, Сырымбет, Кабек, Даба, Есейхан, Жалган, Байдалы... Авторитет этого органа был настолько высок, что даже сам Тауке хан без согласия «Совете биев»,без его утверждения, не мог разрешить государственной важности вопросы. Функций биев 1. Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз каким – либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия , нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. 2. Закон родового быта, по которому члены одного рода считались как бы членами одного семейства, был причиною того, что бий – однородец в процессе своего родича с членами другого рода мог быть только адвокатом у своего однородца, но не судьей. 3. Был обычай платить за решение дела бийлык. 4. Бии могли принимать к своему производству и решению дела не иначе, как по просьбе тяжущихся. 5. Когда не было против обвиняемого прямых улик, но имелось только сильное подозрение, то бии прибегали к посредничеству честных родовичей, которые присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. 6. Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер.
Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины – аксакалы, осуществлявшие социально – регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. « Сии начальники или князья, - отмечал Фальк И.П., - самые богатые, весьма уважаемые и суть оракулы аймаков, и потому хан влиянием его на оные места может много действовать через их посредство, несмотря на малую их власть». Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства эти индивидуальные человеческие качества неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно, что именно господствующий класс общества присваивал себе функции социально – экономического, политического и правового регулирования, активно вторгаясь в сферы идеологии и духовной культуры. Аксакалы, являясь основой всей системы социальной стратификации кочевого общества, пополняли из своих рядов другие социальные категории и сословия. До XIX века аксакалами звали людей преклонных лет, к ним часто обращались за советом, как к людям, имеющим богатый жизненный опыт. В первой половине XIX века первоначальный смысл слова «аксакал» теряется. Теперь независимо от возраста аксакалами звали всякого человека, наделенного властью. Аксакалами называли султанов – правителей и ага – султанов.
Заключение Хотелось бы отметить, что исследования институтов казахского общества тесно связано со становлением современного казахского общества. Только уважительное отношению к истории, культуры народа позволит нам составить достаточно полное представление о мировоззренческом наследии наших предков. Усиление внимания к истории народа в целом, и к истории духовной культуры, в частности, обусловлено тем, что людям свойственно обращаться к урокам истории, искать в прошлом исторические параллели современным событиям, ключи к решению насущных проблем. С точки данного исследования, в этом плане особый интерес представляет собой духовное наследие института биев и ханской власти как важнейшего социального элемента традиционного казахского общества. Чингизиды являлись представителями правящей династии и составляли замкнутую сословную организацию вплоть до начала ХХ века, за которой народ признавал исключительное право властвовать над собой. Институт ханской власти в разные периоды истории имел свой особенности, в зависимости от внутренней обстановки и личной власти индивида, занимавшего ханский трон. Обладателями ханской власти были и сильные и влиятельные личности, сыгравшие важную роль в жизни казахского общества, были и такие, кто не оставил глубокий след в истории народа. Многие исследователи считают, что избрание хана в казахском обществе, есть своего рода проявления демократии, в степном варианте. С древнейших времен биями и аксакалами становились люди, пользующиеся большим почетом и уважением в казахском обществе, обладавшие знаниями обычного права, ораторским искусством, житейской мудростью. В ходе реформ 1822-1824 г. была ликвидирована ханская власть, позднее упразднен суд биев. Но, не смотря на эти реформы, чингизиды продолжали составлять элиту казахского общества.