История духоборческой культуры
- Рубрика: Презентации по Истории
- Просмотров: 323
Презентация "История духоборческой культуры" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ К ПРОГРАММЕ «ИСТОРИЯ ДУХОБОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ ХЛЕБОДАРНОЙ СОШ №18 Целинского района Мацегорова В.М.
у А.С Пушкина есть такие слова : Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории своих предков.
ЦЕЛИ : 1.Дать объективную научную информацию об истории возникновения развития духоборческой культуры, ее самобытный характер. 2.Обратить внимание уч-ся на причины влияния духоборческой культуры на население района. 3.Организовать работу уч-ся по сбору и сохранению всех элементов духоборческой истории культуры.
АННОТАЦИЯ: За последнее время возрос интерес людей к прошлому. На карте истории появляются новые имена, переосмысливаются многие события, даже даты, которые считались бесспорными, подвергаются сомнению. Как же разобраться в этой непростой науке истории? А не лучше ли начать с того, что нам ближе, понятнее, дороже. Попытаемся узнать наше историческое прошлое от тех , кто помнит и чтит его в традициях и образе жизни. Это наши прабабушки с их добрыми рассказами о том что было подумаешь каких-то 100-150 лет назад. От них мы узнаем о духоборческом мировоззрении, об истории тех поколений ,чья кровь душа и разум живут в вас. Необходимость воспитания школьников на национально-культурных традициях нашла одобрение в практике учителя истории Хлебодарной СОШ №18 Мацегоровой В.М. Учитель разработала программу:»История духоборческой культуры»
«Появление духоборчества» Распространение христианства ра Руси породило сопротивление народов, населяющих русские земли, проведение обрядов моление богу, от культурных обрядов до возникновение разного рода сект. Еще в 1363 году при Дмитрие Донском появились люди исповедующие христианскую веру, но отрицающие богослужение в церкви, поклонение иконам. Такие люди называли себя «людьми божьими»-иконоборцами. «Иконоборцы» внушали не признавать какую бы то ни было власть, как не богом данную и утверждали, что : «власть не для тех ,кто засеменяется добродетелью к ближнему, а для удержания злых убийц, воров, пьяниц, ненавистников» «Иконоборцев» в насмешку стали называть «духоборцы», но впоследствии они посчитали, что духоборец соответствует их учению, и название христианской секты вошло в историю как духоборцы .Первые документальные сведения о духоборцах в России появились в 1733 году в доносе министру : «что они духоборцы чужие умы и сердца развращают»
Гонение духоборцев Духоборцы преследовались с одной стороны Православной церковью, с другой государством и правительством. Правительство рассматривало духоборцев как вредное проявление вольнодумства. Царь Петр Первый предписывал строгие законы против людей , отступающих от православной церкви. При Екатерине Второй положение духоборцев не улучшилось: их стали посылать на строительство, на фортификационные сооружения в глухие необитаемые места далекого Севера. Один из указов царицы гласил: «Подсудимых, обвиненных в духоборческой ереси, ссылать, закованных в кандалы, без наказания в Екатеринбург навечно , к разработке рудников» В начале 19 века в России на престол вступил Александр !. Он был снисходителен к духоборцам. По его указу» Все . Кто принадлежит к духоборской вере должны быть возвращены из ссылок в родные места.
Духоборцы в годы правления Николая Николай принуждает духоборцев к принятию православной веры вплоть до отбирания у них детей. В1839 году по высочайшему указу все духоборцы с Молочных Вод были переселены в Закавказье. В Закавказье духоборцы переселялись четырьмя партиями с1841года по 1844 год. Таким образом закончилась эпоха духоборческой истории. Духоборцы собрались в одном месте- на Молочных Водах, на истребление в дикие высокогорные места Кавказа. Но и здесь не растерялись духоборцы. Через некоторое время Николай , проезжая это место , удивился .»Что за чудный , цветущий край!» Край этот обжили, обустроили наши трудяги духоборцы Продолжали заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом. Основой их жизни по прежнему , несмотря на все трудности и лишения , которые выпали на долю духоборцев, оставался девиз: ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ. Духоборцы во время своего проживания в районе Мокрых гор создали уникальное произведения «Мокрые горы»
МОКРЫЕ ГОРЫ О, Мокрые горы, о, Мокрые горы, Вы вечно укрыты в туман, Хоть видели вы и жестокость и горе, Но вам был неведом обман. Странников бедных вы встретили строго, С чужой Запорожской земли, Их много погибло , осталось немного, Но дух своих предков хранили они. О Мокрые горы , холодные горы, Еще холодней когда Родины нет, Разбрелись вы по свету мои духоборы За множество тяжких , скитальческих лет. Вы стали родными , о , Мокрые горы, Хотя и ветра , и метели весь год, Но вы приютили моих духоборов, Царизмом гонимый , наш русский народ. О, Мокрые горы, суровые годы На ваших отрогах прошли, Там люди во имя любви и свободы Орудья убийства сожгли. О. Мокрые горы. До боли родные. От боли и стали роднее, От крови в ладонях , в рубахах от соли От вечного братства людей.
Духоборцы в Сальских степях В 1921 году В.И ЛЕНИН разрешил духоборцам, оставшимся в Закавказье, поселиться в Сальских степях всем вместе . И вот , по разбитым Российским дорогам, груженные нехитрым скарбом долгой вереницей едут по дорогам фургоны . В них сидят женщины и дети, мужчины - кто на лошади, а кто пеший .Как перелетные птицы устремляются они на новое место, в надежде обрести, наконец, покой. Им ли, исконным земледельцам .трудолюбивым работникам кочевать? Сильные и горячие их руки без дела коченеют .Кто гонит их , какой рок вершит их судьбы ! Едва успевают прирасти к одной земле , как вынуждены искать другую. Хлеб остался на корню , брошено потом и трудом нажитое имущество, скот. Но в горе духоборцы не теряли человеческое достоинство: уходя , как к празднику накрыли столы белыми скатертями, поставили хлеб соль.
Духоборцы в Хлебодарном. В 1921 году первая партия духоборцев прибыла в наши края. Прежде всего начали рыть колодцы, т.к не было воды, потом построили землянки. Словом им пришлось уже в который раз обживать целинные места. Жили , как и везде, общиной. А с началом коллективизации вступили в колхоз, назвав его «Хлебодарное». Живут и сейчас на территории сел Хлебодарное и Хлеборобное. Веру свою сберегли , историю и культуру.
Костюм Надо отметить, что вся одежда духоборцев изготовлялась вручную: женщины ткали холсты, пряли пряжу, шили, искусно вышивали. Старинный духоборский костюм необыкновенно красив, ярок. Состоит костюм женщины-духоборки из следующих элементов: -платок -«шапка» -рубаха -юбка -занавеска Давайте посмотрим на старинный костюм духоборочки: платок украшает изящная вышивка шелком, по краю расположены «махры» (бахрома). ак называемая «шапка» духоборок несет определенную символику: цветок посередине обозначает солнце, а две тесемки, отходящие от цветка – две дороги духоборцев (т.е. раскол). Занавеска – это фартук из самотканого сукна, украшенной яркой вышивкой. Занавеска надевалась поверх юбки, для защиты и для украшения.Юбки женщин шились из домотканого сукна очень ярких расцветок: «лазоревый» ( ярко-голубой), «куповрасный» ( цвета морской волны) , малиновый – для праздников. А черные и коричневые цвета одежды использовались в повседневной жизни.
КОНТРОЛЬ 1.Основы учения духоборцев: А. -дух силы -дух мудрости -дух воли. В. -дух отца -дух сына -святой дух.
2.Первые упоминания о духоборцах появились: А-1345 г Б-1723 г В-1733 г 3.Девиз духоборцев: А-Труд и мирная жизнь Б-Один за всех и все за одного
4.Произведение духоборцев: А-Мокрые горы Б-Северный Кавказ 5.Руководитель духоборской общины: А-Петр Веригин Б-Савелий Капустин В-Михаил Войкин