М.Ю. Лермонтов Герои нашего времени
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 513
Презентация "М.Ю. Лермонтов Герои нашего времени" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов « Дума» «…Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но ни одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном их развитии..» М.Ю. Лермонтов
Путь к роману Лермонтов продолжил оттуда, где Пушкин поставил точку: «Глаголом жги сердца людей». Лермонтов « обжигал », рисуя портрет своего современника. Но он был очень странный литератор: не выпускал журналов, не входил в литературные сообщества, не анализировал художественные произведения «братьев по перу». Он был сам по себе. Может быть, поэтому и глядел « в себя», размышляя о вечном. Душа поэта чувственная, ранимая, а любви для нее не оказалось. Таков и герой его романа –Печорин.
Кратко о романе Герой нашего времени (годы написания: 1837-1840) - известнейший роман Михаила Юрьевича Лермонтов, работу над которым он начал под впечатлением первой ссылки на Кавказ в 1837 г. (Лермонтову - 23 года). Жанр романа: социально-психологический реализм. Главный герой романа - прапорщик Григорий Печорин. Произведение первоначально не задумывался как роман - выходили отдельные повести, печатавшиеся в журнале "Отечественные записки". Первое издание романа состоялось в 1840
О романе История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Автор в «Предисловии» „Герой нашего времени“ — это грустная дума о нашем времени... В. Г. Белинский
История создания «Герой нашего времени» поначалу не задумывался как целостный роман. М. Ю. Лермонтов приступил к работе над серией повестей в 1837 году, находясь в ссылке на Кавказе. По словам Николай Михайловича Сатина (товарища Лермонтова по Московскому университетскому пансиону), будущие герои романа: княжна Мери, Грушницкий и доктор Вернер- были списаны с оригиналов как раз в этом году. "... он писал тогда свою «Княжну Мери» и зорко наблюдал за встречающимися ему личностями. Те, которые были в 1837 году в Пятигорске, вероятно, давно узнали и княжну Мери, и Грушницкого, и в особенности милого, умного и оригинального доктора Майера," - пишет Сатин в своем труде "Отрывки из воспоминаний".
Хронология публикации глав 1. "Бэла" была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (март 1839, т. 2). 2. "Фаталист" был напечатан в "Отечественных записках" (1839, т. 7). 3. "Тамань" была впервые опубликована в "Отечественных записках" (1840, т. 8). 4. "Максим Максимыч" впервые появился в печати в первом издании романа в 1840 г. 5. "Княжна Мери" впервые появилась в первом издании романа в 1840 г. 6. "Предисловие" было написано весной 1841 г. и появилось только во втором издании романа.
История создания Год написания: 1838-1839 гг. (Предисловие написано в 1841 году) Год опубликования: 1839-1840 гг. «Отечественные записки»
Об издании романа Первоначальное название романа, данное Лермонтовым - "Один из героев нашего века". Название Герой нашего времени предложил редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский в 1841 году. Первое издание романа увидело свет в 1840 г. Книга вышла в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова, в 2 книгах тиражом 1000 экземпляров. Ко второму изданию было написано предисловие, как отклик писателя на критические разборы романа. Публикация второго издания состоялась в 1841 году.
Идея романа Человек, который не подчиняется диктату строя, общества, времени, берёт решение каждого случая в свои руки, испытывает всё своим умом и подчиняет всё своей воле, является подлинным героем времени
Сюжет и композиция Главной для Лермонтова стала задача показать личность, типическую для России середины 19 века, осудить личность, порожденную этой мертвой средой, странную, мятущуюся, противоречивую. Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина выявляется и в исследовании его духовного мира, и в соотнесении его с другими персонажами. Сюжет романа строится фрагментарно. Каждую часть произведения можно вполне считать самостоятельным рассказом. Единство мысли, вложенной автором в произведение, и общий герой делают роман единым неразрывным литературным произведением. В романе множество героев и разнообразие событий, в которых одни или другие принимают активное участие. Такое разнообразие не случайно, у него есть служебное назначение - раскрывать различные грани главного героя, грани его характера и показать широкую картину изображаемого в романе времени.
Хронология написания повестей В печати роман появлялся по частям - с 1839 г. по 1840 г. в журнале "Отечественные записки" с подзаголовком "Из записок офицера о Кавказе". Последовательность глав в романе Хронологическая последовательность «Бэла» «Максим Максимыч». Предисловие к «Журналу Печорина». «Тамань». «Княжна Мери». «Фаталист». «Тамань». «Княжна Мери». «Бэла». «Фаталист». «Максим Максимыч». Предисловие к «Журналу Печорина».
Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани. 2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. 3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча. 4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем. 5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем. 6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
Проблематика романа Проблематика «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости. * *
Нравственные проблемы в романе Проблема смысла жизни и назначения человека Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого. Проблема счастья Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей воле все, что его окружает. Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.
Нравственные проблемы в романе Проблема уважения к людям Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н.Добролюбова, Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло порождает зло», - рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой». «Наполеоновская проблема» Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.
Хронологический порядок событий Расположение повестей в романе Печорин едет к месту назначения и останавливается в городишке Тамань. «Тамань» Предисловие ко всему роману. «Бэла» Чем загадочней герой, тем интереснее читателю. Печорин интересен и загадочен. Внимание читателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы. После военных действий на Кавказе, Печорин едет в Пятигорск. «Княжна Мери» « Максим Максимыч» Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказывает равнодушие и холодность к человеку, который простодушно им восхищается. Читатель готов осудить героя. После дуэли с Грушницким Печорина направили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла» «Предисловие» к «Журналу Печорина». «Тамань» Наступает резкий поворот в повествовании: три следующие повести являются частями «Дневника Печорина», а в «Предисловии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положительной, то чрезвычайно самобытной, сложной, глубокой и противоречивой. Затем происходит история с Вуличем. «Фаталист» «Княжна Мери» Через 5 лет Печорин встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию. «МаксимМаксимыч» «Фаталист»
Основные действующие лица Григорий Александрович Печорин, прапорщик Казбич, черкес Мери Лиговская, княжна Бэла, черкешенка, дочь князя Максим Максимыч, штабс-капитан Азамат, черкес, сын князя Грушницкий, юнкер, позже офицер Вера Вернер, доктор Вулич, поручик
* * Максим Максимыч (рассказывает о Печорине в повести «Бэла») Путешествующий офицер (автор романа) Печорин Какой рассказчик (краткая характеристика) Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX века: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке, как Печорин. Свои наблю-дения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит Каким представлен герой Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить «Ведь люди, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности. «…Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…» Трагическая исповедь героя. «История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Такое распределение ролей между рассказчиками не случайно: все начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максим Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.
Главный герой В центре всех пяти новелл образ Печорина. Несколько сюжетных линий, в основе которых разные конфликты: интимные, психологические, нравственные, философские, конфликты характеров (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера, Печорин и Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и «водяное общество»).
Тип «лишнего человека» в романе Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России. «Лишним» этот герой стал потому, что определил свое поколение в интеллектуальном развитии, став личностью « в условиях обезличенной действительности, что было одним «из самых трагических положений в мире». В Печорине – есть трагедия сложившейся личности.
Княжна Мери и Грушницкий. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная акварель, уголь. 1941. Строки из романа: «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести...»
Дуэль Печорина с Грушницким. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная акварель. 1890-1891. Строки из романа: «Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва».
Казбич и Азамат. Иллюстрация М. А. Врубеля. Чёрная акварель. 1890-1891. Строки из романа: «...это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише».
Казбич ранит Бэлу. Иллюстрация В.Бехтеева. Тушь. 1936 Строки из романа: «Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал...»
Бэла. Иллюстрация В. А. Серова. Чёрная акварель. 1891. Строки из романа: «...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна».
Печорин на диване. Иллюстрация Д. А. Шмаринова. Чёрная акварель, уголь. 1941. Строки из романа: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»