Макар Чудра
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 307
Презентация "Макар Чудра" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Первый период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя - бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой.
В первом рассказе “Макар Чудра” мы отчетливо видим позицию старого цыгана, главного действующего лица рассказа. Он отрицает нищенское, жалкое существование, он не может принять его: “Что ж, - он родился затем что ли, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?” Эти слова как бы подтверждают позицию автора о свободе каждого человека, о его независимости, непримиримости к условиям жизни. Эта мысль также находит свое подтверждение во второй части рассказа Макара Чудры о любви Лойко и Радды. Старик говорит, что для двух молодых людей свобода гораздо важнее и ценнее, чем чувство любви и даже жизнь.
Рассказ Макара Чудры построен так, что он сначала описывает своих героев, затем рассказывает о столкновении между ними, а уже потом будто передает им самим слово. Так, нарастающее напряжение между Лойко и Раддой передается репликами, сценкой спора между ними и рассказами о схватках между молодыми людьми.
Красоту Радды нельзя описать словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает». У Лойко Зобара «очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце... Стоит, весь как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!».
Герои горячо любили друг друга, но еще больше каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Лойко отказывается поклониться своей возлюбленной в ноги и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался на высоте своего идеала, который достоин ее любви. Автор подводит читателя к мысли о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому.
Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей; в основе рассказа лежит иная идея: человек не может быть борцом, если сам не добился внутренней свободы. У Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «...Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».