П.П.Ершов Конек-горбунок
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 430
Презентация "П.П.Ершов Конек-горбунок" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Автор: Ершова Елена Валерьевна студентка 42 группы факультета «ПиМНО» заочного отделения УрГПУ 2011 год
(1815-1869) «человек одной книги» Родился в 1815 году в деревне Безруковой недалеко от города Ишима Тобольской губернии. По долгу службы его отец много ездил по Сибири. Художник С.Кулов П.П.Ершов запомнил на всю жизнь долгие зимние вечера на ямских станциях и сказки, которые ему рассказывали люди.
Первые поэтические опыты (стихи, песни) Ершова относятся ко времени учебы в Тобольской гимназии. Духовному росту юного Ершова способствовало общение с семьей директора гимназии И.П.Менделеева (отца будущего знаменитого химика), с композитором А.Алябьевым. С 1832 года Ершов — студент философско-исторического отделения Петербургского университета. В начале 1834 года он представляет на суд своего профессора, читавшего курс русской словесности, П.А.Плетнева, сказку под названием «Конек-горбунок». Сказка была прочитана и разобрана П.А. Плетневым в университетской аудитории. Это был первый литературный успех девятнадцатилетнего студента.
Вскоре первая часть сказки была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» Осенью 1838 года«Конек-горбунок» вышел отдельным изданием. Имя Петра Ершова стало известно всей читающей России. Пушкин одобрил первое произведение молодого талантливого поэта, признав родственным его подход к сказочному творчеству: «Теперь этот род сочинений можно мне оставить». А.С. Пушкин считал, что «Конька-горбунка» надо издать с картинками, по возможно низкой цене, в огромном количестве экземпляров — для распространения по России.
По окончании университета Ершов вернулся в Тобольск и почти до конца жизни занимался педагогической деятельностью — преподавал в гимназии, а затем стал ее директором. Тобольский музей Работа неизвестного художника
Особенности: Новое необычайно смелое, по-юношески дерзкое погружение в стихию простонародной, «мужицкой» сказки. Размышляя о феномене «Конька-горбунка», автор сказал: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная — и русское сердце отозвалось...»
Тесное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни. Особенности: В.П.Аникин говорит о «реализме сказки»: «Сказка Ершова пришла в литературу из мужицкой избы и сохранила свой крестьянский характер. Она родилась здесь и овеяна запахом только что испеченного хлеба, обдута полевыми ветрами. Сказочное повествование движется стремительно и свободно, на лету создавая одну картину за другой, и, внимательно приглядевшись, мы узнаем в них не тридевятое царство, тридесятое государство, а уездную Русь, которая в будни пахала землю, торговала, хитрила, наделяла худыми кличками разных захребетников, а в праздники — пела, буянила, плакала, молилась, бранилась, доверчиво слушала бывалых странников об иноземных царях-басурманах, мечтала о лучшей доле».
Композиционно сказка П.П. Ершова состоит из трех частей, каждую из которых предваряет эпиграф: 1. Начинает сказка сказываться. 2. Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается. 3. Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал. Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт: 1. Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.) 2. Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.) 3. Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)
Образ главного героя Иван-дурак Иванушка-дурачок в чрезвычайных условиях, в ситуации испытания раскрывает свои лучшие человеческие качества, оказывается и смел, и умен, и честен. Он — хранитель духовных, нравственных устоев народа и только своим моральным превосходством побеждает коварных, ограбивших его братьев, расправляется со своими антагонистами и в конце концов, будучи ничем, становится всем. Неряшливый, любящий поспать. Его поступки противоречат житейскому «здравому смыслу».
Пара героев как один главный герой вполне оригинально представлены в этой сказке. Герои эти и противопоставлены, и сопоставлены: герой и его "конь". Любопытный, безрассудный, даже самонадеянный — герой — и рассудительный, мудрый, сострадательный его товарищ по существу две стороны одной и той же "широкой русской натуры". При всем этом они удивительно похожи между собой: Иван-то дурак, самый младший, "герой с дефектом" с общепринятой точки зрения; Конек-Горбунок — "уродец" в своем мире, он тоже третий, младший, так они оказываются диалектически взаимодополняющими и взаимоисключающими друг друга героями. Но получается, что Конек-Горбунок — один из самых любимых героев у детей. Параллелью к герою — Ивану-дураку — выступает его чудесный помощник Конек-горбунок.
Финал — женитьба Ивана на дочери Месяца (Луны) и сестре Солнца — наполняет сказку глубоким философским смыслом. В этом Ершов перекликается с Пушкиным, создавшим чарующе прекрасный и глубоко символичный образ царевны Лебеди.
Особенности стиха и языка Легкий плясовой ритм, музыкальность стиха привлекают детей. «Конек-горбунок» написан четырехстопным хореем — этим размером написаны пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане...», «Сказка о мертвой царевне...»). В 1864 году в Мариинском театре в Петербурге поставлен балет по сказке «Конёк-Горбунок» В 1941 году снят художественный фильм «Конёк-Горбунок» В 1947, 1975 годах снят мультфильм по сказке Ершова «Конёк-Горбунок»