Литература Древней Руси
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 324
Презентация "Литература Древней Руси" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Сегодня интерес к русской, тем более к древнерусской литературе у читателя резко снизился с появлением новых видео технологий. Но современному человеку необходимо знать историю и культуру своего народа. Эти знания мы можем почерпнуть из первоисточников:летописей, хронографов, житий, исторических повестей.
Если я привлеку внимание, заинтересованность детей и взрослых читателей к произведениям древнерусской литературы, то каждый гражданин проникнется гордостью за свой народ: его славные ратные и трудовые подвиги, огромный творческий поиск монахов- летописцев, историков, картографов и духовную культуру прошлых поколений.
Познакомиться с основными жанрами древнерусской литературы. Дать краткий анализ «Повести временных лет» и «Слову о полку Игореве». Определить роль автора в произведениях древнерусской литературы. Познакомиться с зарождением Христианства на Руси. Вызвать читательский интерес к произведениям древнерусской литературы.
Более тысячи лет назад Россию населял народ, называющий себя славянами. Он разделялся на племена: поляне, древляне, кривичи, северяне… Только одно из племен называлось просто славяне. Расселившись отдельными родами, которые постоянно ссорились между собой , они не могли давать крепкого отпора врагу и часто платили дань.
Тогда ильменские славяне, кривичи и два финских племени, весь и чудь, собрались на вече и стали рассуждать, как бы завести у себя мир и порядок. Решили они поставить князя, который владел бы ими и судил по праву.
А чтобы князь не радел своему роду больше, чем другим, вече положило: призвать князя чужого, из варягов, снарядив для этого послов.
Было между варягами небольшое племя Русь, к нему и обратились послы: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».Откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор с родичами своими и в 867 году пришли. От них-то и прозвалась земля Русскою.
Правление руссов на славянской земле. В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря; княжить стал его родственник Олег. Собрав войско, Олег спустился по Днепру, увидел большой и красивый город, узнал, что княжат в нем Аскольд и Дир, люди из дружины Рюриковой. Это его возмутило.
Он заявил им: «Вы не князья и не княжеского рода, а я княжеского и вот сын Рюрика». Тут он показал на Игоря. Аскольда и Дира убили, а Олег остался в Киеве и назвал его «матерью городам русским».
Олег правил 33 года. После него княжил сын Рюрика, Игорь. Однажды он пошел в древлянскую землю, взял дань, собранного ему показалось мало. Он вернулся обратно, но древляне вышли из своего города и убили его. Осталась молодая вдова Ольга, она отомстила за своего мужа и задумала большое дело: поехала в Царьград, познакомилась с христианской религией и приняла ее вероисповедание. В святом крещении ее назвали Еленой.
Владимир, внук Ольги стал также колебаться в языческой вере. Он долго размышлял над разными религиями и остановился на христианстве. Но ему хотелось остаться прежним вольным русским князем. Олег пообещал принять христианство при условии, что императоры выдадут за него свою сестру Анну.
Императоры отвечали, что выдадут за него сестру, если он примет крещение, а за язычника христианка пойти не может. Владимир тотчас крестился, был назван во святом крещении Василием и после крещения пошел с Анной под венец.
Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь всех идолов. А утром следующего дня вышел великий князь на Днепр с царицынскими и корсунскими священниками крестить киевлян.
К предкам нашим книжное искусство пришло в Х веке вместе с христианством и поэтому первыми грамотными людьми у нас были священники да монахи.
Нестор-летописец. Звали первого летописца Нестором. Он был иноком киевского Печорского монастыря, родился в 1056 году, семнадцати лет поселился в монастыре и дожил до1114 года… О княжении первых князей русских до нас дошло только то, что записал Нестор. В его сказаниях к правде примешивается вымысел, но более достоверных сведений у нас нет.
Величайшим памятником Киевской Руси, основой летописной традиции XI века является «Повесть временных лет». Она была составлена в X-XI века Нестором. Автор поставил своей целью не просто рассказать о расселение славянских народов древности, о нравах и обычаях, но подчеркивать единство народов, их культуры, языка и письменности созданной в IX веке братьями Кириллом и Мефодием.
Основные жанры древнерусской литературы Литература на Руси зарождалась после принятия христианства, поэтому устное народное творчество древних руссичей почти не получило отклика в древнерусской литературе. Исключение составляют летописи. Основные жанры древнерусской литературы: жития, хронографы, летописи и картография. Славянская письменность была создана в середине IX века специально для нужд христианского богослужения. Поэтому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения.
Стиль в древнерусской литературе. В древнерусской литературе стиль зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описаниях использовались «трафареты» и библейские цитаты. В древнерусской литературе властвовал канон – правила и образы: святой именовался «земным ангелом» и «небесным человеком», враг обступал русское войско подобно лесу, князья были справедливы.
Роль автора в древнерусской литературе Древнерусские авторы не пытались быть оригинальными, а книжники не были бережны с чужими текстами. Как правило авторы упоминали свои имена, лишь, когда это было необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Понятие авторства появилось в XVII веке.
Еще в древности открыли истину, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Библии действительно была уготована великая судьба. Она стала своего рода кодом, который открыл доступ к ценностям европейской культуры, а так же оказала большое влияние на развитие средневековой литературы. Библия – это священная история человека, история отношения человека с Богом, история развернутая в будущее.
Житие - это художественное произведение в современном смысле слова. Оно всегда повествует о событиях, которые его составители и читатели считают истинными, а не вымышленными. Жития относились к произведениям церковной литературы. Летопись или историческая повесть о военных походах русских князей, битва с иноплеменниками или рассказ о междоусобных распрях – светские тексты.
Исторические сочинения, рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и царствованиям назывались на Руси хронографом. По своему значению это слово очень близко к слову «летопись» (с греческого «хроно» - время и «граф» - пишу). Любой хронограф – это прежде всего версия истории, пронизанной христианским мировидением. Средневековая Русь стала частью христианского мира и тем самым превратилась в «историческую страну».
Золотым словом русской литературы называют «Слово о полку Игореве, созданное в 1187 году Народные образы в произведении тесно связаны с его народными идеалами. Художественная и идейная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга. Например, сравнение битвы с жатвой, в битве Игоря с половцами «чърна земля подъ копыты костьми была посƀяна, а кровию польяна». Слово призывает к борьбе с половцами, в первую очередь во имя мирного труда.
Значение «Слова…» особенно велико для нас потому, что оно является святым и непререкаемым свидетелем высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности. Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полного еще не притупившегося горя.
Среди различных памятников культуры особое место занимают картографические произведения. Образно и емко старые карты отражают уровень материальной и духовной культуры прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины. До появления чертежей в XVI веке уже существовали текстовые описания различных территорий, т.е. географические описания местности.
Например, один из древнейших русских текстов о передачи землевладения Новгородскому Антониевому монастырю гласит: «… а отвод той земли от реки до Волхова Веткой ручьем вверх, да на Лющик, да Лющиком по престу, а от преста на коровий прогон, а коровьим прогоном на ольху, а от ольхи на еловый куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым вниз…». Древнейший дошедший до нас русский географический чертеж с надписями датируется 1536 годом.
Мы знаем, что назначение русской литературы – дарить читателям прежде всего художественное и эстетическое наслаждение. Но в Древней Руси все было не так. Тратить дарованное Богом время и силы на пустые «неполезные истории и вымышленные происшествия» считалось греховным. Древнерусская литература совсем иначе чем литература Нового времени связана с бытом, обрядами с практическими подробностями общества.
Древнерусская литература является первым источником письменности, дошедшим до нас из глубины веков, источником культуры и духовности на Руси, справочником по истории, географии и биографическим вестником о жизни наших предков.
Из тех далеких и славных времен Мелкой поступью движется время, Слышен голос славянских племен Перенесших сложнейшее бремя.