Константин Дмитриевич Бальмонт
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 461
Презентация "Константин Дмитриевич Бальмонт" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
В 19 лет поступил в Московский университет на юридический факультет. Через год обвинен в участии в студенческих беспорядках, три дня просидел в Бутырской тюрьме. Образование в университете не завершил, занимался самообразованием.
Наступила черная полоса в жизни, но с помощью друзей получает заказы на переводы. Переводит - скандинавскую (норвежскую, Ибсена), - итальянскую, - немецкую (Шелли), -испанскую, -английскую, - французскую -голландскую литературу.
Любознательность и подвижность – характерные черты его облика. Хотел увидеть и познать весь мир. Выпускает сборник стихотворений. Приходит популярность.
Зимой 1905 года совершает творческие поездки в Мексику и США. Переводит мексиканскую литературу и мифы индейцев (ацтеки и майя)
1912 г. совершает грандиозное кругосветное путешествие (Лондон, Канарские острова, южная Америка, Мадагаскар, южная Австралия, Новая Гвинея, Цейлон и др.)
В 1921 году уезжает за границу ( в Париж). До конца жизни К.Бальмонт стал эмигрантом. Очень тоскует по Родине. «Пусто, пусто. Духа нет в Европе…траур на многие годы…»
Умер в оккупированном гитлеровцами Париже 24 декабря 1924 года. Похоронен близ Парижа (в Нуази-ле-Гран)
Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные нежные звоны.
В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния. В.Брюсов Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе». А. Блок
Первая книга «Сборник стихотворений» включала в себя наряду с переводами 20 оригинальных стихотворений. Проникнутая тоскливыми мотивами, книга не нашла отклика. Весь тираж Бальмонт уничтожил сам. …И что мне жизнь сулит? К какой отраде манит? Быть может, даст любовь и счастие? О нет! Она во всем солжёт, она во всём обманет И поведет меня путём тернистых бед. «Уходит светлый май» 1894г.
90-е годы. Поэзия Бальмонта в 90-е годы была подражательная. В ней звучали характерные для «усталого» поколения жалобы на серую бесприютную жизнь, неприятие мира, меланхолия и скорбь, томление по смерти. Но даже в них уже видны оригинальные отличительные черты бальмонтовской поэзии: - повышенное внимание к звуковой стороне стих.; - тяготение к музыкальности; - увлечение аллитерациями (музыкальность, фонетические созвучия, ритмические эффекты должны эмоционально воздействовать на читателя) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный челн.
Артюр Рембо «Гласные» А – чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный. О – синий: тайну их скажу я в свой черед… В обилии гласных – воздушность и лёгкость стиха… К. Бальмонт, 1900г.: «Итак, вот основные черты символической поэзии: она говорит своим особым языком, и язык этот богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение,…трогает наши слуховые и зрительные впечатления…»
Так же в поэзии 90-х годов Бальмонта видны и другие её отличительные черты: - стремление к мечтам, сновидениям, торжество над действительностью; - утверждение культа мимолетности, мгновения, мига; - условно-символический язык, состоящий из загадочных намёков и расплывчатых определений. Стремление выразить более сложные, противоречивые состояния души потребовало от поэтов «серебряного века» нового отношения к поэтическому слову. Точные слова и конкретные значения исчезают, появляются намеки и недоговоренности. Поэты интенсивно используют метафоры.
1900 годы – новый этап в поэтическом развитии Бальмонта. Выходит сборник стихотворений «Горящие здания» уныло-сумрачное настроение сменяется радостным жизнеут- верждающим мироощущением ; на смену тоскливой жалобе – гимн бытию; неподвижность сменяется движением; полутона – яркими красками; «усталый» герой перерождается в вольнолюбивую личность, устремлённую к Солнцу, т.е. свету, огню.
«Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог движения. Я люблю их обоих. Но я не долго медлю с первым. Я побыл с ним. Довольно. Я вижу быстрые блестящие глаза. Магнит моей души! Я слышу свист ветра. Я слышу пенье струн. Молот близ горнов. Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне страшно. Мне сладко. Мир вошёл в меня. Прощай, моё Вчера. Скорей к неизвестному Завтра! Запах Солнца? Что за вздор! Нежно-светлоткаными Нет, не вздор. Ландышами пьяными, В солнце звуки и мечты, Что победно расцвели Ароматы и цветы В остром запахе земли. Все слились в согласный хор, Все сплелись в один узор. Солнце светит звонами, Листьями зелёными, Солнце пахнет травами, Дышит вешним пеньем птиц, Свежими купавами, Дышит смехом юных лиц. Пробуждённою весной И смолистою сосной, Так и молви всем слепцам: Будет вам! Не узреть вам райских врат, Аромат Солнца Есть у солнца аромат, Сладко внятный только нам, Зримый птицам и цветам!
С 1901 по 1902 гг. Бальмонт работает над новым сборником стихотворений «Будем как Солнце». В нем он предпринял попытку построить космогоническую (Вселенскую) картину мира, в центре которой находилось верховное божество – Солнце. Себя Бальмонт уподоблял первобытному человеку, который слагает гимны стихийным силам, звёздам, Луне и т.д. Главная из жизненных стихий, считал поэт,- Огонь. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце И выси гор. Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин.
Космогония определяет и новый лирический облик героя; его состояние души – это горение, пожар чувств, любовный экстаз. Поэт славит желание, сладострастие, безумства ненасытной любви. Пусть будет завтра и мрак и холод, Сегодня сердце отдам лучу. Я буду счастлив! Я буду молод! Я буду дерзок! Я так хочу!
Сборники стихотворений «Будем как Солнце» и «Только любовь. Семицветник» стали вершиной творчества Бальмонта.
Будем как Солнце! Забудем о том, Кто нас ведет по пути золотому, Будем лишь помнить, что вечно к иному, К новому, к сильному, к доброму, к злому, Ярко стремимся мы в сне золотом. Будем молиться всегда неземному, В нашем хотеньи земном! Будем, как Солнце всегда молодое, Нежно ласкать огневые цветы, Воздух прозрачный и все золотое. Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое, Будь воплощеньем внезапной мечты! Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В Вечность, где новые вспыхнут цветы. Будем как Солнце, оно — молодое. В этом завет красоты! 1902 Рамкa от Танюхи.
В 1905 году выходит очередной сборник стихотворений «Литургия красоты. Стихийные гимны», в которых начинает звучать вызов и упрёк современности, проклятие людям, отпавшим от первооснов Бытия, от Природы, от Солнца. «Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть. Свет Луны они забыли, потеряли Млечный Путь».
У поэта есть цель: домчаться « в мир чудесный, К неизвестной Красоте!» Красота ему виделась и целью, и пафосом, и смыслом его жизни. Красота как цель. Красота, царящая и над добром, и над злом.
В 1905 году обостряется национальная тема в творчестве Бальмонта. Теперь Россия в стихотворениях поэта – это прежде всего древняя «былинная» Русь, предания и сказы. Выходят сборники стихотворений «Злые чары», «Жар – птица», «Зелёный вертоград», «Зовы древности», где Россия – представлена неотъемлемой частью общеславянского мира. «ЕСМЬ СЛАВЯНИН И ПРЕБУДУ ИМ» Бог ветров и бурных гроз, Бог зиждительных дождей, Бог славян, Перун, Влаги и огня, Ты мне дал волну волос, В ярком пламени страстей Золотистых струн. Не покинь меня. Струн курчавых, не прямых, Дай мне, дай мне взрывов злых Светлых завитков, Для журчанья струн, Золотистый дал мне стих, Местью сделай ты мой стих Много дал стихов. За моих, Перун!
Творчество Константина Бальмонта проникнуто и озарено мечтой о Солнце, о Красоте. Серой, будничной современности, обездушенной цивилизации железного века поэт стремился противопоставить совершенное и прекрасное солнечное начало. И хотя К. Бальмонт искал свой идеал в глубокой древности, в укладе жизни и поэзии первобытных народов, но поиски эти основывались на его представлении об идеальном человеке будущего.