Любовь сильнее смерти и страха смерти
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 361
Презентация "Любовь сильнее смерти и страха смерти" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: понять, какую роль сыграла любовь в жизни писателя; как чувства, пережитые Тургеневым, нашли отражение в его творчестве; представить результаты исследования в виде презентации для показа на уроке.
ЗАДАЧИ: получить представление о том , кто такая была Полина Виардо; какое впечатление производила на современников ; кем долгих 40 лет она была для И.С.Тургенева
Проблемный вопрос: Как удалось Полине Виардо стать на многие годы для Тургенева символом добра, нравственной красоты, любви?
Мишель Фернанда Полина Гарсиа , более известная под фамилией мужа как Полина Виардо (18. 07. 1821—18.05.1910), французская певица (меццо-сопрано), композитор и педагог, любовь И.С. Тургенева.
Трудно составить табель о рангах лучших голосов минувших столетий. В любом случае Виардо - явление исключительное. Она не только была великой певицей, но и находилась в центре артистической, художественной и литературной жизни Парижа. Среди ее поклонников и близких друзей были Шопен, Лист, Берлиоз, Чайковский, Гуно, Сен-Санс, Делакруа, Жорж Санд, Флобер, Золя. И, конечно, Тургенев.
Отец ее, Мануэль Гарсиа, тенор Парижского итальянского театра, родился в цыганском квартале Севильи. Он был известен не только как певец, пользовавшийся огромным успехом на всех европейских сценах, но и как композитор. Одно время его песенки распевала вся Испания. Его жена, Хоакина Сичес, красивая и талантливая женщина, являлась украшением Мадридского драматического театра…
Для отца Полина была лучшей и любимой из учениц. Полина готова была сидеть за роялем целый день с утра до вечера. За упорство и трудолюбие ее даже называли Муравьем. К девочке пригласили учителем музыки самого Ференца Листа. Музыка и языки давались ей с одинаковой легкостью, она с детства говорила по-испански, по-итальянски, по-французски и по-английски…
По воспоминаниям современников, она "отлично пела и играла. В особенности действовала на зрителей необыкновенная страстность ее игры. Рубини (известный в то время оперный певец) говорил ей не раз после спектакля: "Не играй так страстно: умрешь на сцене!" Поэтому, не было ничего удивительного в том, что вдохновенное пение юной испанки потрясало многих.
Слава Виардо гремела по всей Европе, и дирекция Императорских театров пригласила певицу, предложив ей очень выгодный контракт. Ее голос покорил Николая I. Он вышел на сцену, поцеловал ей руку и затем привел в царскую ложу. Виардо, которой рукоплескали в европейских столицах, считала самым блестящим российский императорский двор. Россию называла своей второй родиной. Императорский театр в Петербурге
«Не успела еще Виардо-Гарсиа кончить свою арию, как плотина прорвалась: хлынула такая могучая волна, разразилась такая буря, каких я не видывал и не слыхивал. Я не мог дать себе отчета: где я? что со мною делается? Помню только, что и сам я, и всё кругом меня кричало, хлопало, стучало ногами и стульями, неистовствовало. Это было какое-то опьянение, какая-то зараза энтузиазма, мгновенно охватившая всех с низу до верху, неудержимая потребность высказаться как можно громче и энергичнее.» ( из воспоминаний современника).
Знаменитый французский поэт Альфред де Мюссе воскликнул после ее концерта: "Поёт, как дышит!"
Вдохновенное пение юной испанки (Полине Виардо было тогда 22 года) потрясло восторженного молодого Тургенева, которому едва минуло 25 лет. Их знакомство произошло 1 ноября 1843 года. Эту дату писатель каждый год отмечал как праздник. В тот день Тургенев, будучи представлен певице, пополнил ряды ее многочисленных поклонников.
Он без памяти влюбился в певицу, и его страсть к Виардо скоро стала известна всему Петербургу. Каждый вечер театральную публику тревожили не в меру бурные рукоплескания пылкого поклонника. А. Панаева вспоминала: "Тургенев так неистово аплодировал и вслух восторгался пением Виардо, что возбуждал ропот с соседях нашей ложи".
Со временем преданность Тургенева-поклонника была вознаграждена: ежевечерне, после спектакля его стали допускать в уборную певицы Кроме того, Иван Сергеевич предложил певице свои услуги в качестве учителя русского языка. Полине таковые были необходимы, так как по желанию русской публики ей предстояло петь на сцене русские песни и романсы. С этого момента почти ежедневно Тургенев давал ей уроки.
Летом 1845 года Иван Сергеевич впервые отправился во Францию по приглашению госпожи Виардо. Там он познакомился и подружился с ее семьей, жившей в Куртавнеле. И мало кто мог подумать тогда, что этот русский, ставший вскоре признанным писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе сохранит до конца дней горячую привязанность к замужней женщине, последует за нею за границу, где в конце концов проведет большую часть жизни и лишь наездами будет бывать на родине.
Его чувство к Полине не ослабевало с годами. Он писал ей: "Уверяю Вас, что чувства, которые я к Вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!"
Тургенев писал: “Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к Вам… Мне приятно ощущать в себе после семи лет всё то же глубокое, истинное, неизменное чувство, посвящённое Вам. Пока живу, буду стараться быть достойным такого счастья; я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище” (из письма И.С. Тургенева к Полине Виардо от 1(13) ноября 1850 г.).
Талантливая певица, пианистка, прекрасная рисовальщица, увлекательная собеседница, превосходно владевшая несколькими европейскими языками, трудолюбивая, энергичная и бодрая, она была достойной подругой Тургенева. Полина ценила его как близкого и дорогого человека и восхищалась его писательским талантом. Она вдохновила писателя на талантливые произведения о любви — «Вешние воды», «Первая любовь», «Ася». Эти повести подарили нам поэтический образ “тургеневской девушки”. Вывод:
В произведениях И. С. Тургенева любовь трепетная, нежная, вечная чаще всего имеет печальный, трагический оттенок, но героям она доставляет как горе, так и радость, делая их души возвышеннее и чище. Это не случайно, ведь внезапно возникшую страсть писатель пронес до самой смерти, остался верен любви до конца своих дней. Чувство любви у него кажется похожим на природную стихию. Любовь переворачивает всю жизнь, и человек не находит в себе сил, чтобы с ней бороться.