Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и портретная живопись начала 19 века
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 358
Презентация "Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и портретная живопись начала 19 века" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин» и портретная живопись начала 19 века. Работу выполнила ученица 9 класса Ладанова Анна Научный руководитель Озерова Людмила Владимировна
Из паспорта исследовательского проекта. 1.Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа: литература. 2.Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: мировая художественная культура, изобразительное искусство. 3.Цель проекта: найти такую форму анализа текста, которая позволила бы с наибольшей эффективностью использовать влияние различных видов искусства на восприятие литературных произведений. 4.Задачи проекта: Изучить имеющуюся литературу по выбранной теме. Сопоставить литературные образы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с произведениями портретной живописи начала 19 века. Написать главы для учебника будущего «Удивительный мир искусства». 5.Проблемные вопросы, на которые необходимо ответить в ходе выполнения работы: «Как сочетать работу над литературными образами и портретной живописью?», «Как выявить часто скрытое сходство литературного персонажа с героем портрета?», «Как влияет живопись на восприятие литературного произведения?». 6. Актуальность проекта в том, что интегрирование знаний из различных областей искусства помогает более глубоко воспринимать единую картину мира, формирует оценочные позиции, расширяет эстетический кругозор. попытка написать главы нового учебника должна доказать, что школьные учебники должны быть необычными, с большим количеством иллюстративного материала, интересными заданиями, ориентированными на работу мысли, на реализацию творческих способностей. 7. Продукт проектной деятельности: главы из учебника будущего для 9 - 10 классов «Удивительный мир искусства».
Обзор использованной литературы: Валентин Непомнящий. «Евгений Онегин» как «проблемный роман» - Москва, 2000 . Наталья Григорьевна Долинина. «Прочитаем «Онегина» вместе» - Ленинград, Детская литература, 1985. Николай Леонтьевич Бродский «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина - Москва, Просвещение, 1964. Владимир Ильич Порудоминский. «Половина моей жизни» -Москва, Детская литература, 1987.
В. Боровиковский 1757 -1825 В. Тропинин 1776 -1857 О.Кипренский 1782 -1836 Художники-портретисты начала XIX века
Евгений Онегин первой главы похож на портрет Уварова, выполненный О.А.Кипренским. У Пушкина читаем: «Острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет…» Кипренский в портрете Уварова также прекрасно передал законченность туалета своего героя. Оба художника запечатлели блестящего светского юношу, а для светского общества характерна была забота о наряде, о внешнем виде, к этому часто сводилась цель жизни. В четвертой главе сравним нашего героя с портретом Ф.П.Крашенинникова, которого изобразил известный художник 19 века В.А.Тропинин. На портрете молодой человек с ясным, открытым лицом. Костюм его по-домашнему свободен: на нем и шелковый платок, повязанный кушаком, и русская рубаха. Герой картины изображен в распахнутом халате. В таком виде можно представить Онегина читающим или по-дружески спорящим с Ленским. Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло… Такой Онегин, разумеется, не мог уже походить на портрет Уварова. Главы из учебника
Ольга Проще всего найти у художников Ольгу. Пушкин показал в этом образе обыкновенную барышню: она молода, свежа и поэтому кажется хорошенькой, она добродушна, но легкомысленна; такую можно было встретить почти в любой усадьбе. Больше всего их у Боровиковского. Одним из удачнейших, на наш взгляд, кажется портрет Арсеньевой. У Арсеньевой чудесные блестящие глаза, золотистые локоны, румяные щечки и лукавый вздернутый носик, на ней игривый костюм. Вспоминая строки романа, о ней можно сказать: Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила; Ленский Ленского мы видим только с одной внешней деталью: «кудри черные до плеч». Слишком обща, маловыразительна его характеристика – хорош собою, красавец. Все другие подробности описания направляют внимание на его психологическую обрисовку: вечно вдохновенный взор, всегда восторженная речь, дух пылкий, сладкое мученье, чистая любовь, задумчивый мечтатель… Художник О.А.Кипренский из тех, кто не просто переносит черты внешности на холст, но и показывает внутренний мир человека, поэтому мы обратились к эталону романтизированного изображения «Портрету В.А.Жуковского» (1816).
Татьяна В живописи образ, близкий к Татьяне, создал Кипренский в портрете-картине «Мечтательница». Поэт, как и художник, поставил перед собой цель создать образ девушки, привлекающей не внешней, а внутренней красотой. Приводя стихи, которыми Пушкин характеризует свою героиню и которые можно отнести к «Мечтательнице», по выражению глаз, по рисунку губ, повороту головы на картине можно понять характер героини. Сравнивая Татьяну с «Мечтательницей», мы ориентируемся только на первые главы романа. Представить себе «Мечтательницу» в виде блестящей светской дамы так же невозможно, как представить себе в этой роли деревенскую Таню. В восьмой главе перед Онегиным – новая Татьяна: блестящая княгиня, «законодательница зал». Пушкин любит Татьяну, и, пожалуй, нигде это так не чувствуется, как в 8 главе. Именно такой описывает он ее, какой, вероятно, хотел бы видеть свою жену Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива… Созданный задолго до женитьбы образ Татьяны воплотил пушкинскую мечту о настоящей любви. Всё это даёт нам возможность увидеть черты Татьяны в портрете жены Пушкина Н. Н. Гончаровой, созданном А. П. Брюлловым
Поразмышляем над прочитанным. Читая главу учебника, вы, вероятно, обратили внимание на то, что в ней помещен материал только о трех художниках начала 19 века: О.А.Кипренском, В.А.Тропинине, В.Л.Боровиковском. Но в главе упоминается еще один портрет, созданный А.П.Брюлловым. Кто такой А.П.Брюллов? Найдите информацию о нем и заполните оставленную для нее страницу. Сопоставления литературных образов с произведениями портретной живописи не всегда бесспорны и не исключают возможности других аналогий. Познакомьтесь с портретом Ф.А.Голицына работы Кипренского и портретом В.С.Путятиной художника Веницианова. Каких героев романа «Евгений Онегин» они напоминают? Сравните работы живописцев с образами, созданными Пушкиным. К каким выводам о типических характерах эпохи начала 19 века вы пришли? Развиваем свою речь. Творческое задание. В главе образ Ленского сравнивается с портретом молодого Жуковского, написанным О.А. Кипренским. Этот же художник создал портрет другого поэта К.Н. Батюшкова, без которого, по словам В.Г. Белинского, «Мы не имели бы Пушкина». И хотя, по мнению того же Белинского, «направление поэзии Батюшкова совсем противоположно поэзии Жуковского», предметность его стихов всегда окрашивается в романтические, мечтательные тона. Читая роман «Евгений Онегин», многие читатели в образе элегического поэта Ленского находят и личные черты молодого Пушкина. Рассмотрите гравюру Е. Гейтмана «Пушкин - юноша». Самостоятельно поработайте над репродукциями с картин, сравните литературный образ Ленского с наиболее удачным, на ваш взгляд, портретом и попробуйте написать новую страничку прочитанной вами главы учебника.
Итоги исследования. Сочетание работы над литературными образами и знакомство с портретной живописью помогло раскрыть (каждый по-своему) вопрос о типическом. Литература рисует человеческий характер в развитии – живопись запечатлевает лишь один момент жизни героя портрета. Работа над темой помогла ответить на вопрос: почему , например, портрет Ольги можно найти у Боровиковского, а портрет Татьяны у Кипренского, и сделать вывод о зависимости изображения от мировоззрения автора картины. А.С.Пушкин о внешности любимых героев говорит очень мало, значит, и в Онегине, и в Татьяне, и в Ленском важно другое: их духовный облик, мечты, мысли, чувства. Написание глав учебника будущего позволило изложить материал исследования в необычной форме (в виде глав учебника), проиллюстрировать его, придумать задания, рассчитанные на творческий подход к их выполнению. Кроме того, для работы мысли и возникновения новых идей оставлена возможность продолжения работы над темой и написания новых страниц будущего учебника.