Изображение войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 608
Презентация "Изображение войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Тема исследовательской работы: Портреты героев Толстого и иллюстрации к его произведению «Война и мир» Выполняли ученицы 10 В класса: Быховец Анна Головчук Юлия Марченко Кристина Руководитель Рубан Марина Олеговна, учитель русского языка и литературы
Портреты героев в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" помогают раскрытию их характеров и жизненного пути, а также показывают поведение героев в обществе. Мы считаем, что Толстой намеренно связал характер и внешнюю характеристику героев. Гипотеза:
Актуальность: «Война и Мир»- это пособие жизни, актуальное и в наше время. Все его главные персонажи, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский проходят испытание войной, что повлияло на характеристики героев. «Война и Мир»- в самом названии звучит одна из проблем сегодняшнего дня. Л. Н. Толстой говорил, что война - состояние противоестественное, он был против нее, понимая ее разрушающее действие на души людей. Рассматривая образы персонажей романа, мы видим, что любимые герои Толстого на протяжении всего произведения ищут смысл жизни. Эта проблема актуальна и для современного общества.
Портретные характеристики персонажей в творчестве Толстого играют большую роль. С их помощью писатель и впервые знакомит нас с героем и помогает нам понять его внутренний мир на протяжении всего повествования.Судя только лишь по портрету, любимые герои Толстого в эпопее «Война и мир» сразу вызывают симпатию.
Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа. Известно, что портрет в литературном произведении — это описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые автор считает особенно важными.
Андрей Болконский «Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого). По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер. Николаев Андрей Владимирович «Князь Андрей Болконский.» Иллюстрация к роману «Война и мир». 1959 г. Бумага, гуашь.
Серов Владимир Александрович (1910 - 1968) «Князь Андрей Болконский» Иллюстрация к роману «Война и мир» . (1951—1953) Николаев Андрей Владимирович «Князь Андрей в Бородинском поле» 1971-1975.
Наполеон и раненый князь Андрей на Аустерлицком поле. Художник К. И. Рудаков. 1941 - 1948 гг. Князь Андрей со знаменем в руках. Художник В. А. Серов. 1951 - 1953 гг.
Наташа Ростова Жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини — смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых. Рудаков К.И. «Наташа Ростова» Бумага, акварель, белила.
Наташа Ростова. Художник К. И. Рудаков. 1941 -1948 гг Первый бал Наташи Ростовой. Ху дожник Л. О. Пастернак. 1892-- 1893 гг
Пьер Безухов «Массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями. Художник В. Серов «Пьер Безухов»
Пьер Безухов. Художник К И Рудаков. 1941 -1948 гг. Пьер Безухов. Художник М. С. Башилов. 1866 г.
А.В.Николаев. «Пьер и Наташа с детьми» 1971-1975 гг. Бумага, акварель, гуашь. Пьер Безухов на Бородинском поле. Д. Шмаринова
Соня Ростова Николаев Андрей Владимирович (1922—2013). Соня. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1964 г. Бумага, гуашь. «Тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.
Николаев Андрей Владимирович (1922—2013) Наташа и Соня Начало 1960-х гг. Бумага, гуашь Николаев Андрей Владимирович (1922—2013) «Николай и Соня» 1968 г. Бумага, тушь, перо, кисть
Элен Курагина Яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слуги, что Элен покончила жизнь самоубийством). Элен. Художник К. И Рудаков 1941 -1948 гг. Акварель
А.В.Николаев. Илл. к роману «Война и мир». 1981 Иллюстрация К.И. Рудакова к роману «Война и мир». Элен.
Анатоль Курагин Николаев Андрей Владимирович Анатоль Курагин. Эскизный портрет. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1956 г. Бумага, графитный карандаш Брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.
Федор Долохов «Человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат). Долохов. Художник К. И. Рудаков.
Николай Ростов «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече. Николай Ростов. Художник К. И. Рудаков. 1946 г.
Петя Ростов Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим Петра еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, накануне проявляя в отношении к товарищам все свои лучшие качества. Его смерть - величайшая трагедия для его семьи. Петя Ростов Рисунок М. Башилова. 1866
Николаев Андрей Владимирович (1922—2013) Салон Анны Павловны Шерер. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1969—1970 гг. Бумага, гуашь, белила
Вывод: В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев, но мы рассмотрели только несколько персонажей произведения. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Создавая образы персонажей, Толстой широко использует средства портретной характеристики. Одни портреты отличаются подробной детализацией, другие, наоборот, едва набросаны. Однако чуть ли не каждый штрих дополняет наше представление о герое. Толстой стремится передать не только общие черты внешности, но и мимику, жесты, движения. Все детали портрета раскрывают особенности характера того или иного персонажа. Психологические портреты любимых героев Толстой часто дает развернутыми.