Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»)
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 381
Презентация "Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»)" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
«Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»). Работа выполнена в рамках проекта «Отражение культуры донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Цели работы: показать, что в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохов, давая описание традиционной одежды донских казаков конца XIX – начала XX века, создает образ целого народа, с его самобытностью, характерными особенностями быта и обычаев; познакомить с костюмами донских казаков на рубеже XIX – XX веков.
«Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды». А.Моравия. Костюм человека – форма одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества.
Из истории мужского костюма Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. Особенности жизни казаков отразились и на их одежде.
«…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравиться: иные любят платье и обувь по -черкасски и по - калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет» - говорил в 1705г. атаман зимовой станицы Савва Кочет, о том, что носили казаки.
В результате костюм донского казачества сформировался путем взаимодействия различных культур. Азовский и таганрогский казаки 1774 года. Литография, XIX в.
В 1801 году «высочайшим повелением» была предписана обязательная военная форма всему Войску Донскому. Они куртки и чекмени – однобортные кафтаны, застегивающиеся на крючках спереди, с красной выпушкой по обшлагам и воротнику. Вместо барашковой шапки на голову надевался кивер, на шароварах положено было иметь широкие алые лампасы. Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1809-1815г.г., 1885г.
Казачьи лампасы имели особое значение, они стали символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости. Лампас красного цвета прикрывает боковой шов штанов. «Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами» (т.I, ч.I, гл.XVI).
Изменения в военной форме донских казаков происходит только к началу Первой мировой войны. Казачьи мундиры уже ничем не отличаются от общеармейской формы русской армии. «Глядя на вылощенных, подтянутых офицеров в нарядных бледно-серых шинелях и бледно-серых мундирах, Григорий чувствовал между собой и ими неперелазную невидимую стену» (т.I, ч.III, гл.II). Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1906г.
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время ходили в форме.
Зипун – вид распашной одежды, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узким рукавами, без ворота, надевали поверх рубахи. «На дощатой кровати прикрытые попоной, сбитые камнем сено и весь провонявшийся потом Сашкин зипун. Пожитков, кроме зипуна и дубленого полушубка, у Сашки не было» (т.I, ч.II, гл.XIV).
Одежда казаков конца XIX – XX начала века. Перед Первой мировой войной обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, папахи, башлыка, пояса. На смотре амуниции и обмундирования на разостланной попоне «Под ногами Григория лежала ненадеванная попона, на ней порядком разложены седло с окованным, крашенным в зеленое ленчиком, с саквами и задними сумами, две шинели, двое шаровар, мундир, две пары сапог, белье…»
Во время Гражданской войны форма казаков, воевавших и в красных войсках, и в белых, почти ничем не отличалась, разве что отсутствием погон и кокард. Остальные казачьи атрибуты – лампасы на шароварах, цветные околышки фуражек, папахи, башлыки – сохранялись. КРАСНЫЙ КОМАНДИР-КАВАЛЕРИСТ В ПОЛУБЕКЕШЕ И БАШЛЫКЕ. Осень 1918г. Красный командир в полушубке. 1919 г.
Сапог было великое множество. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и «чирики» - туфли – галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков. «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белье шерстяные чулки, накинув на желтую куртку домотканый зипун, поедет в поле» (т.IV ч.VIII гл.VI).
Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья донская фуражка с темно – синим верхом, красным околышем, черным козырьком носилась сдвинутой на правую сторону, а слева выступал традиционный казачий чуб. В период первой мировой войны фуражки стали делать защитного цвета.
Украшения Глава семьи Мелеховых «Под уклоном сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу…»
Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо, видел кого следует в бою поберечь.
Награды К началу XIX века обычай награждать оружием и ценными подарками сменяет иная, уже сложившаяся к этому времени российская наградная система. В 1807 году учреждается Знак Отличия Военного Ордена св. Георгия для награждения солдат и матросов. Это был серебряный крест без эмали, носившийся на георгиевской черно-желтой ленте на груди. Правила гласили: «Он приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских».
(Григорий) «Он вспомнил те недели, которые провел на хуторе татарском внимательно, почти заискивающее отношение к семье, почет, с каким встречали хуторные первого Георгиевского кавалера с нескрываемым восхищением разглядывали бравую чуть сутуловатую фигуру в шинели с приколотым на полосатой ленточке крестом» (т. II, ч. IV, глава IV). 90-летний казак. Фото И. В. Болдырева.
История женского костюма Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли. На Дону существовало несколько различных комплектов одежды: с кубелеком, поневой, сарафаном и сукманом. Верхнее платье – кубелек напоминало по форме и названию татарское платье – камзол. Наибольшее распространение такой наряд получил в XVII–XVIIIв.
Одежда с поневой, сарафаном и сукманом бытовала обычно в верховьях Дона. В основном это была русская одежда. Красную поневу (юбку) из трех полотнищ казачки носили с рубахой.
Сукман – верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой синей шерстяной материи. Отличался очень короткими узкими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах.
Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Ее длина доходила до пят. Зимняя одежда девицы и женщины Войска Донского, 1830г.
Костюм казачки в конце XIX– начале XX века. Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской. Такие кофточки назывались «кирассой». «Наталья была одна в горнице. Она принарядилась, как на праздник. На ней ловко сидели синяя шерстяная юбка и поплиновая голубенькая кофточка с прошивкой на груди и кружевными манжетами» (т.IV, ч.VII, гл.VIII).
Во второй половине XIX века особой популярностью пользуются павло – посадские платки и шали. Все женщины носили головные уборы. «Закутанная в черный ковровый платок, Лукинична переступила порог. Мелко шагая, не поздоровавшись, она просеменила к Наталье, стоявшей у кухонной лавки, и упала перед ней на колени» (т.III, ч.III, гл.VIII). Костюм донской казачки, начало XXв.
Работая в поле или на огороде, казачки на голову всегда надевали белые косынки, которые служили для защиты от солнца. Манера казачек закрывать лицо от загара.
Старинная донская шуба, несколько видоизмененная, дошла до XX и даже получила широкое распространение. «В задке пароконных саней, привалившись спиной к седлам, полулежал Григорий. Рядом с ним сидела Аксинья, закутанная в донскую, опушенную поречьем шубу. Из под белого пухового платка блестели, радостно искрясь её черные глаза» (т. IV , ч. VIII , гл. XXVI). Донская казачка в донской шубе и павлопосадской шали, начало XXв.
В начале XX века в моду у молодых женщин вошла «шлычка на шиш», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, обхватывала крутую спину и налитые плечи». Колпаки донских казачек, XIXв.
Одежда казаков-некрасовцев Обособленность казаков-некрасовцев, которые после разгрома Булавинского восстания на Дону в 1708г., спасаясь от истребления, бежали на Кубань, подвластную Турции, способствовала тому, что у них сложилась своя очень колоритная и оригинальная одежда.
Костюмы казаков-некрасовцев Рогатая кичка Казачки-некрасовки В костюмах некрасовцев можно увидеть характерные черты донской, русской, украинской, татарской, кавказской одежды. Некоторые казаки, возвратившись в 1912г. В Россию, приняли участие в бурных событиях тех дней, подтверждение чего мы находим в романе.
Выводы: Одежда любого народа – это элемент материальной культуры. Она представляет интерес для историков, этнографов и служит живым уроком истории, в котором черпают знания и вдохновение творческие люди. В романе М.А.Шолохова дается точное описание одежды, характерной тому времени, которое отражено в произведении. Поэтому читатели «Тихого Дона» получают достоверное представление о костюме конца XIX – начала XX века жителей Дона.