Роль пейзажа в русской литературе
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 389
Презентация "Роль пейзажа в русской литературе" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Пушкин писал роман «Евгений Онегин с 1823 по 1831 годы. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность. Когда В. Г. Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», то, в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни. Но в этой «энциклопедии» заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф. Автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В центре романа человеческие характеры, индивидуальное Я героев и самого автора. Краски поэта точно и просто обозначают предмет, они обобщённо схватывают явления природы. Пушкин не столько видит и слышит природу, сколько её переживает. Пушкинские пейзажи отличаются богатством психологических нюансов. Картины природы содействуют развитию действия в романе, сообщают новые импульсы сюжету. Природа в разные времена года выступает как одно из условий формирования характеров героев. Художественное время в «Евгении Онегине» складывается из двух временных потоков: событийного времени и авторского времени. Пушкин писал П. Вяземскому: «Роман мой расчислен по календарю». Смена времен года происходит пластически зримо — в пейзажах, насыщенных объективным действием. Как бы ни было уплотнено время повествования, Пушкин никогда не забывает о чередовании времен года. Сочетание объективированного и субъективного планов —эпической и лирической живописи — и создавало глубокую развернутую картину природы, порождало тот взгляд на нее, который мы называем реалистическим. Понятие природы включает здесь в себя природу человеческих чувств и отношений. Природа раскрывается через человека, а человек через природу.
Значение А.С.Пушкина в истории русской пейзажистики – очень велико. В раннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработке таких эстетических канонов, как пейзаж - идеальный, бурный, мрачный, придав каждому из них художественное совершенство («Воспоминания в Царском Селе», 1814; «Городок», «Мечтатель», 1815). В период южной ссылки (1820-1824) он узаконил в русской поэзии экзотические пейзажи, которые раньше выступали только в единичных стихотворениях Державина, Жуковского. У Пушкина они стали выражением целостного мироощущения, символом романтического свободолюбия («Погасло дневное светило...», «Кавказский пленник», «К морю»). Впервые поэт масштабно воссоздал пейзажи Бессарабии и Украины («Цыганы», 1824; «Полтава», 1828). Главная заслуга Пушкина-пейзажиста - запечатление особой грустной прелести среднерусской равнины и создание на этой основе самобытного национального пейзажа ( «Зимнее утро», 1829; «Осень», 1833). В русской природе соединяются смирение и разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели. Открытие осени, ее «прощальной красы», ее умирающей и умиротворяющей прелести составляет исключительную заслугу Пушкина. Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников, - пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей ( «Бесы», 1830). Наряду с национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт является одним из основоположников локального пейзажа, получившего развитие в реалистической поэзии XIX-XX веков.
1. Теоретический этап: 1.1.Актуальность темы. 1.2.Цель, задачи, направления деятельности. 1.3.Объект исследования. 2.Научно-исследовательская работа. 2.1. Пушкин - один из основоположников пейзажа. 2.2. Заместитель «под солнцем» - Лермонтов. 2.3. Лучший пейзажист мировой литературы — Тургенев. 3. Выводы. 4. Список литературы.
ПЕЙЗАЖ - изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово пейзаж происходит от французского pays — страна, местность). Пейзаж - один из важнейших элементов культурной модели мира, отказ от которого искажает не только общую картину мироздания, но и ментальную природу личности сегодняшнего времени. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение; является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживания, душевное состояние и думы героев.
МОУ Пальминская основная общеобразовательная школа Реферат по литературе: Автор: ученица 9 класса Комарова Екатерина Александровна Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы Адаменко Ольга Кондратьевна Пальмино - 2011 год
Я уже упоминала о том, что природа в разные времена года выступает как одно из условий формирования характеров героев. Луна везде преследует Татьяну. Она символизирует одиночество, постоянную задумчивость и молчаливость Татьяны. Подбор эпитетов убедительно доказывает психологизм пушкинского пейзажа. Пушкин вскрывает свой субъективизм в отношении природы также с помощью сравнений. Городской пейзаж занимает достаточное место, и, главное, он динамичен, заключает в себе характерные особенности городского уклада жизни. Стилистика пушкинского пейзажа, вскрывающая то колебания, то предпочтения, то равные симпатии поэта по адресу «города» и «деревни», отражала социальные противоречия в мировоззрении Пушкина в эпоху борьбы и смены общественных классов. Роман насыщен движением света. Роман «Евгений Онегин» расцвечен не цветом, а светом. Световая палитра романа — это серебристое ночное свечение звезд и луны, переходящее в золотой и алый свет камина или солнца. Картина природы это одновременно картина вселенной. Наиболее ярко свет как утверждение вечной жизни природы раскрывается в сцене дуэли Онегина и Ленского. Картины природы в творчестве Пушкина — средство воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил.
Почти повторяет слова автора Печорин, описывая вид, дорывающийся из окон его комнаты в Пятигорске; он также чувствует себя обезоруженным перед гармонией природы. Пейзаж раскрывает поэтичность натуры Печорина, его смелость и готовность рисковать. Отношение Печорина к природе показывает, что он тонко чувствующий человек. В отличие от Онегина, на которого «роща, холм и поле» «наводили сон», Печорин не перестает восхищаться пейзажем, именно «ночная роса и горный ветер» спасают его от тоски. Но, несмотря на то, что природа, возможно, единственная высшая ценность в глазах Печорина, она не может заменить ему света. Таким образом, в связи с природой возникает тема естественного и светского мира, в раскрытии которой немаловажную роль играет именно пейзаж. Кроме того, через пейзаж автор раскрывает внутренний мир Печорина. В критические моменты между жизнью и смертью, в светлые мгновения духовного прозрения Печорин погружается в созерцание природы, дающей реальное, чувственное представление о жизни, достойной человека. Вот Печорин и Вернер едут на дуэль. Сначала широкий, освещаемый слабыми лучами солнца путь, а затем постепенно сужающийся, куда свет солнца уже не проникает. Рождение и смерть, свет и тьма, возникая из нарисованной картины природы, не только предвещают мрачную развязку предстоящего поединка, но и определяют борьбу чувств в Печорине, обнажая его тайные, скрываемые даже от себя, лучшие стороны души.
В 1837 – 1840 годах он пишет произведение – «Герой нашего времени». Это произведение Лермонтова по жанровым признакам – психологический роман. Одна из основных черт романтизма — двоемирие, когда романтический герой стремится к идеалу и томится реальной действительностью. Природа стала высшей ценностью романтиков, была символом свободы и являлась олицетворением недостижимого идеала. Поэтому в романтических произведениях большое значение приобрёл пейзаж, из фона действия превратившийся в форму выражения авторской позиции, средство психологического анализа. В романе «Герой нашего времени» природа изображается им уже не только романтически, в её изображении проявились и черты реализма. Описания природы отличаются предельной изобразительной точностью и в то же время даются в задушевных, лирических тонах. Впервые пейзаж появляется в самом начале романа - автор открывает повествование описанием Койшаурской долины. С одной стороны, пейзаж указывает на место действия, с другой - раскрывает характер самого офицера. Яркость, живописность изображения («золотая бахрома снегов», «серебряная нить» реки) указывают на то, что он творческий человек, восторг, который он испытывает, говорит о том, что автор воспринимает природу как романтик, видит в ней красоту, которой нет среди людей. Позже он скажет, что лишь «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе», люди «невольно становятся детьми», ибо «все приобретённое отпадает от души».
Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются безыскусной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью. Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса — первые страницы книги природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе «Отцы и дети». Пейзаж в «Отцах и детях» приобретает важное значение. Самая первая пейзажная зарисовка возникает уже в начале романа. Здесь пейзаж выполняет функцию социальной характеристики. При знакомстве с Марьиным автор рисует достаточно удручающую картину, которая заставляет читателя вспомнить о столь же удручающем положении дел во всей стране. Все попытки что-то изменить владельца этих мест, Николая Петровича Кирсанова, не приводят ни к каким положительным результатам. Тургеневский ПЕЙЗАЖ ПРОНИЗАН ЛЮБОВЬЮ К КРЕСТЬЯНСТВУ, к родной стране. Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит. Через отношение к природе автор раскрывает души своих героев. Главным героем в романе является Евгений Базаров. Это представитель нового поколения, мечтающий переустроить жизнь. Здесь Базаров как человек поддался влиянию природы, расслабился, чтобы отдохнуть от постоянной работы, и здесь природа уже не служит ему мастерской. Окружающая обстановка заставляет его вспомнить детство. Пейзажем одиннадцатой главы описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей. В романах Тургенева нет ничего «лишнего»: каждое слово, каждый жест, деталь - все значимо.
Пейзаж играет в романе не только идейно-художественную, но и композиционную роль. Описаниями природы открываются три из пяти глав «Героя вашего времени»; пейзажи служат логическими связками между эпизодами романа. Играя немаловажную композиционную и сюжетообразующую роль, пейзаж в то же время помогает раскрыть образы автора, Печорина и Максима Максимыча. Большое внимание Лермонтов уделял не только романтическим и символическим описаниям, но и конкретным, реалистическим пейзажам, создающим фон действия или имеющим самостоятельную ценность; не случайно изображения природы изобилуют эпитетами и сравнениями. Лермонтов был одним из первых писателей, отводивших пейзажу значительное место в произведении.
Словно предсказывает дальнейшее развитие событий пейзаж в главе «Бэла». Пейзаж в романе не только предвосхищает сюжет, но и инициирует его. Так, пережидая метель, Максим Максимыч рассказывает автору о Бэле, гроза задержала в гроте Веру и Печорина; взбираясь на гору, он подает руку княжне Мери, которую та «не покидает в продолжение целой прогулки. Но пейзаж далеко не всегда даётся в унисон с происходящими событиями. Так, в главе «Тамань» природа таинственна, центральными становятся образы луны и моря. В действительности же ничего не происходит, а девушка, представлявшаяся Печорину ундиной, таинственный слепой и отважный Янко оказываются обыкновенными контрабандистами. Романтическая модель в «Тамани» рушится, и это проявляется даже на уровне пейзажа. Возникает абсолютно реалистическое описание «грязных переулков», древних лачужек «ветхих заборов» Тамани. Такой же контраст наблюдается и в «Княжне Мери»: Печорин подробно и восторженно пишет о природе Пятигорска, но лишь упоминает о самом городе. В романе не случайно нет городских пейзажей — они напоминают Печорину о людях, а те лишь вызывают у него злость. Природа, напротив, заставляет его забыть о суетном и наводит на философские размышления. Так, глядя на звезды («Фаталист»), Печорин сначала вспоминает наивную веру предков и затем переходит к мыслям о целом поколении, воле и фатуме. Автор называет себя «восторженным рассказчиком на словах и бумаге», Максим Максимыч же привык к «великолепным картинам», как к свисту пуль. Он лишь раз вспоминает о «прекрасном виде» с вала перед их крепостью, но все его изображение сводится к нескольким словам о поляне, изрытой балками, и мелкой речке. Таким образом, элементы пейзажа встречаются не только в развернутых описаниях Печорина или автора, но и в отдельных репликах, даже на уровне сравнений: душу Мери Печорин называет едва распустившимся цветком. Важно отметить, что люди сравниваются в романе с природой, а пейзаж - с человеком («воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка»); этим Лермонтов подчёркивает тесную связь мира естественного и светского (природы и человека).
Проанализировав произведения, мы видим, что пейзаж в русской литературе, приобретя на ранних этапах развития литературы свою особенную роль, не менял своего значения. Его роль осталась неизменной, он по-прежнему выражает мысли, чувства и отношение автора и его героев, является фоном, на котором происходят события, рассказывает о месте и времени.
. 1. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. 2. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 3.Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». 4. www.biblioteka.ru 5. www.litra.ru 6. www.studentam.ru
Одинцова равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не важное для жизни. Для Николая Петровича природа – источник вдохновения, самое важное в жизни. Именно поэтому все события, связанные с ними, происходят на лоне природы. Павел Петрович не понимает природы, его душа «сухая и страстная», он не умеет взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба». А Екатерина и Аркадий по детски влюблены в природу. Среди персонажей романа можно еще упомянуть отца Базарова – Василия Ивановича. Он похож на Николая Петровича. Василий Иванович также имеет сад, где любит философствовать и старается идти в ногу со временем. Настроение и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажами. Так Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Аркадий и Катя так же молоды и беззаботны, как и окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу , все же подсознательно един с нею. Именно на природу отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться. Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев наделяет пейзаж психологической функцией. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Обращает на себя внимание и пейзаж, на фоне которого происходит дуэль Павла Петровича и Базарова. Снова пейзаж помогает нам понять отношение автора к происходящему: по мнению Тургенева, эта дуэль несерьезна и даже «необычайна до смешного». Пейзаж передает ощущение простора, незамкнутости пространства. И это приводит к расширению пространства в романе. Перед нами возникает образ России. В эпилоге, в последних строках романа автор показывает то, что действительно важно в этом мире: РОДИТЕЛЕЙ, помнящих и любящих своего рано умершего сына. И пейзаж выражает их чувства и отношение автора к герою. Автор как бы подчеркивает, что ничего не изменилось с уходом из жизни Базарова, что не он стал человеком, изменившим мир. И далее социальный пейзаж перерастает в картину глубокого философского обобщения. Эти последние строки романа, похожие на стихотворение в прозе, звучат как реквием, как прощание с героем, пытавшимся, пусть по-своему, не всегда правильно, изменить жизнь к лучшему и потерпевшим поражение в борьбе с самим собой.
Тревоги, переживания, грусть - все это переполняет его сердце и изливается слезами. Слезы на глазах Николая Петровича - сияющие звезды на ночном небе. Он плачет, значит, у него есть чувства и сердце. И природа вокруг него также прекрасна, как душа героя. Ведь для него природа - это храм. Николай Петрович не понимает, как можно отказываться от прошлого, на котором строится вся будущая жизнь! Николай Петрович так же дорожит своим прошлым, как и настоящим. С появлением брата Николай Петрович удаляется, исчезает описание природы. Пейзаж этот чрезвычайно значим, так как именно здесь ему открывается душа Николая Петровича. Не Павел Петрович («идейный противник») является главным оппонентом нигилиста Базарова, а скромный человек, просто живущий по законам красоты, добра, справедливости, исполняющий извечный закон природы - быть отцом. Таким образом, в этом эпизоде Тургеневым опровергаются многие базаровские идеи: их опровергает сама жизнь. Именно здесь становится очевидным, что в человеческой жизни обязательно должны быть любовь, прошлое, природа, способная лечить душу человека. Усадьба Николая Петровича - его двойник. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой – создает впечатление искусственной жизни. Действительно, вся жизнь этой женщины «катится, как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Все принимая ее материалистически, он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.
В X главе мы становимся свидетелями спора Базарова и Павла Петровича, так называемой «словесной дуэли». Во все время спора Николай Петрович практически не говорил, «он сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия». Именно в этот момент Николай Петрович понял, что его Аркаша отдалился от отца. Теперь не он, а Базаров - идеал, авторитет, учитель сына. И Николаю Петровичу безумно больно, что его сын пошел по стопам беспринципного нигилиста Базарова. Чтобы все обдумать Николай Петрович отправляется в сад. Что же такое сад в жизни этого героя? Это прошлое, от которого Николай Петрович не хочет отказываться- его первая жена Маша. И, входя туда, герой поневоле связывается с милым сердцу и далеким прошлым. Здесь, он думает о разъединении с сыном, которое с каждым днем становится все глубже и глубже. Перед нами картина заката, ведь этот пейзаж, в отличие от социального пейзажа III главы, психологический. В нем отражается внутренний мир Николая Петровича. Но в переживаниях Николая Петровича, нет ни тени трагизма, но есть некая гармония и умиротворенность. Тургенев использует здесь прием психологического параллелизма: вечер в природе и «вечер» в жизни Николая Петровича. Образ Николая Петровича овеян такой авторской любовью, какой не чувствуется по отношению ни к одному герою романа. Пейзаж XI главы дан автором для того, чтобы в полной мере показать нам чуткую натуру героя, полную сострадания, сочувствия ко всему и ко всем. В мечтах Николаю Петровичу является его жена Маша. Однако в этом портрете можно увидеть черты юной Фенечки. И в этот миг голос Фенечки прерывает его мечтания и Николай Петрович понимает, что Фенечка - его настоящее и будущее. Но герой не уходит с Фенечкой из сада, он остается, следовательно, не отказывается от прошлого, не хочет его забывать. Тургеневский пейзаж не статичен, он передает ход времени. Благодаря переплетению «человеческого» и «природного» планов повествования, вместе с движением времени в природе происходит и движение во внутреннем мире Николая Петровича.