М. Шолохов "Тихий Дон"
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 355
Презентация "М. Шолохов "Тихий Дон"" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Первые строки первого тома романа «Тихий Дон» был написаны М.Шолоховым 8 ноября 1926 г. Работа над книгой шла интенсивно. Закончив черновой вариант первой части, Шолохов уже в ноябре начал работать над второй. К концу лета работа над первым томом была завершена, и осенью Шолохов отвез рукопись в Москву, в журнал «Октябрь» и издательство «Московский писатель». В журнале роман был признан«бытописательским» и лишенным политической остроты. Но благодаря А.Серафимовичу именно уже в первых четырёх номерах за 1928 г. первая книга романа была опубликована. А в 5-10 номерах за этот же год – и вторая книга «Тихого Дона». После публикации вокруг романа разгорелись жаркие споры. Автора даже обвиняли в плагиате. Весной 1929 г. руководители РАППа вынуждены были выступить в газете «Правда» в защиту Шолохова.
Чрезвычайно трудная судьба ожидала третью книгу романа. Хотя уже в декабре 1928 г. ростовская газета «Молот» напечатала отрывок из неё, а с января 1929 г. публикация книги началась в журнале «Октябрь», в апреле писатель был вынужден приостановить ее печатание. С весны по август 1929 г. Шолохов почти не находит времени для занятий литературой, полностью погрузившись в суровые заботы первого года коллективизации. Только зимой 1930 г. Шолохов привез в Москву рукопись шестой части «Тихого Дона», оставив её для чтения и решения её судьбы в РАППе. В конце марта в Вёшенскую приходит ответ с указанием внести исправления в роман: сделать главного героя Григория Мелехова окончательным большевиком. В 1930 г. в литературных кругах опять зазвучал разговоры о плагиате. Все это не располагало к творческой работе.
В июле 1931 г. состоялась встреча Шолохова со Сталиным. Несмотря на то что Сталина явно не устраивали многие страницы романа, в заключение беседы он твердо сказал: «Третью книгу «Тихого Дона» печатать будем!». Новые главы начали выходить в свет только с января 1932 г., но редакция сделала в них столь значительные купюры. Что Шолохов сам потребовал приостановить печатание. Первое отдельное издание третьей книги «Тихий Дон» вышло в конце февраля 1933 г. в Государственном издательстве художественной литературы. Готовя книгу к печати, Шолохов восстановил все фрагменты, отвергнутые журналом «Октябрь». Только после 1933 г. у Шолохова наконец-то появляется возможность закончить четвертую книгу «Тихого Дона». Роман целиком отдельным изданием вышел в 1941 г. За этот роман Шолохову была присуждена Сталинская премия 1 степени. Писатель перечислил свою премию в Фонд обороны.
1.Вступление. Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений. 2.Семья Мелеховых. а) Черты родового сходства в семейном портрете. Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка, Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа. б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям. Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье. в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало. г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи. д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов. 3. Заключение. Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства.
Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.
Почему главным героем выбран Григорий Мелехов ? Георгий – неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий – человек, способный на поступок. - В каких эпизодах полнее всего раскрывается незаурядность личности Григория?
Григорий нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания. Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей, провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему ни разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле – сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать». Герой постоянно в ситуации выбора. Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде. А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, то того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия.
«Тихий Дон» - повествование о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей. Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне…то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор бы поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь…и поэтому в хуторе решили, что это преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице: придет Степан – узелок развяжет».
Чем отличается любовь Аксиньи и Григория? Это из ряда вон выходящее чувство. Причем отношения героев почти лишены романтики в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти? Да, они жертвы, но и сами делают жертвами других.
Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи? Наталья – воплощение дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни. Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его.
Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родине, на родной земле, все начала и все концы жизни.