Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 316
Презентация "Автор жития Евфросина Синозерского как древнерусский книжник" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Цели и задачи Цель – понять особенности позиции древнерусского книжника, для того чтобы яснее представлять своеобразие древнерусской словесности.
Задачи: Сопоставить жития Кирилла Белозерского и Евфросина Синозерского для того, чтобы найти то общее, что было обязательным для древнерусского книжника а) повествование о том, что было на самом деле. Древнерусский книжник – писатель-историк; б) следование традициям написания жития; в) отношение к авторскому труду, как к долгу; написание жития было святым долгом для автора жития Евфросина Синозерского, как для каждого древнерусского книжника было делом жизни ;
Чествование памяти святого преподобного Евфросина Синозерского Совершение подвига Евфросином Синозерским 2012 1612 Историческая шкала Актуализация темы
2009 1650 1450 1396 Написание жития Евфросина Синозерского Написание жития Кирилла Белозерского Написание жития Стефана Пермского 1417 Написание жития Сергия Радонежского
Сопоставление рассуждений авторов о тех трудностях, которые ждут человека, приступающего к написанию жития Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века «… Если даже древним писателям нелегко было, трудно было писать жития тех святых и повествования о них в подробностях, по причине высоты их жизни и любви к Богу, то теперь, в нашем нынешнем роде, кто способен поведать житие и по достоинству восславить тех, чью жизнь сами ангелы, удивившись, похвалили…» Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века «Кто бо доволен, аще и мудр по достоянию похвалите святых похваливших Богови, и жития их чюдеса подробну исписать, превосходя бо человеча разума, многострадалное святых житие, яко и самем ангелом житию их дивитися. Кто же тот человек по достоянию их похвалити возможет, похвалка бо праведным от Бога и слава им от вышнего».
Сопоставление объяснений авторами причин, побудивших приступить к написанию жития Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века «Потому еще славим мы святых, что и других хотим возвести к их великой красоте и любви к Богу. Ведь слушающие эти похвалы и внимательно, как и те, внимающие Богу, благодаря им становятся богоприятными, так что от самих этих повестей получают обильную пользу и большой прибыток…» Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века «…Яко да незабвенни будут преподобнаго сего отца Евфросина труды и подвиги прешествии многих лет». «… На предлежащую прейдем повесть, оуже бо прииде время, еже предложите вашей любви словесную и сладкую пищу, полну душевной ползы…»
Сопоставление отношений авторов житий к святым, которым они посвящали свои жития Житие Кирилла Белозерского. Сер. XV века «… Ныне нами восхваляемый представляет собой всесветлую причину настоящего слова… Кто-нибудь может подумать, поскольку я из другой земли, то и не знаю хорошо о святом. И правда, своими глазами ни этого блаженного, ни того, что вокруг него происходило, я ведь не видел, но и далеко находясь, я слышал о святом… Усердием и любовью к святому, словно неким длинным арканом влекомый путь я прошел и обители святого достиг». Житие Евфросина Синозерского. Сер. XVII века «Мы же оубо на всяк день и час, держаще в руках своих, почитаем житие его, возревнуем его добродетелем, написующе в сердцах своих святое его еже по Бозе жительство… Образ бо бысть благ всем нам в жизни сей».
Летописная повесть об убийстве Бориса и Глеба Житие Александра Невского Жития Стефана Пермского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского Житие Евфросина Синозерского
Что узнали мы о древнерусской литературе, сопоставляя жития «Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине X века». (Д.С. Лихачёв) «Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский…» Кирилл Белозерский, Евфросин Синозерский. «История не сочиняется, сочинение со средневековой точки зрения – ложь». (Д.С. Лихачёв) «Древнерусский писатель по большей части именно историк». (Д.С. Лихачёв) «Основными хранителями и переписчиками в Древней Руси, как правило, были монахи». (В.В. Кусков) «Древнерусская литература была рукописной. Печатного станка не было. Книги переписывались от руки, очень много времени, сил уходило на переписывание одной книги, поэтому книгой дорожили, её берегли как что-то драгоценное, как святыню. К книге приступали «с чистыми руками» - трепетно». (акад. А.Н. Панченко)
Литература носила анонимный характер. Известными остались имена таких авторов: Нестор, Владимир Мономах, Кирилл Туровский, Епифаний Премудрый… Пахомий Серб… инок Иона Филиппов Суровцын. Житие было распространенным жанром и любимым чтением, так как память праведников сохранялась с благодарностью и любовью. Житие писалось по традиции, по образцам, по канону; этого придерживался и автор жития Евфросина. Просьба об благословлении, вступление, сообщение биографических сведений о святом, описание его подвига, заключение – традиционны. Житие оканчивалось молитвой, описанием посмертных чудес. Сопоставление житий помогает увидеть, что жить – всегда было трудно, что были периоды, когда само существование России было под угрозой. Поэтому литература и не была развлекательной. Она говорила о совести, взывала к совести, охраняла память о праведниках, учила доброму поведению, милосердной любви. Автор жития не просто старался остаться в тени, но и просил о снисхождении, прощении, главным для него было сохранить во времени светлый облик святого. Поэтому автор просил вносить дополнения и поправки.
Нравственный подвиг древнерусского книжника Епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан во вступительной статье к житию Кирилла Белозерского в 1997г. писал: «Жизнь каждого человека на Земле – великая тайна для окружающих». Поэтому, наверное, так сложно нам понять друг друга и обстоятельства нашей жизни, что мы часто оказываемся оторваны от традиций. Древнерусский книжник напоминает нам об этом. Равняясь на святого, он поневоле сам также совершал свой жизненный подвиг, выполнял свой святой долг – писал житие – берег, сохранял память о праведнике для вечности.
Вывод Мы считаем, что цель наша достигнута. Сопоставляя позиции авторов Жития Кирилла Белозерского и Жития Евфросина Синозерского, мы стали лучше представлять себе своеобразие древнерусской словесности, для которой сохранение памяти о праведнике было самым важным делом. – Вот оно, место молитвенного подвига человека XVII столетия… «коленочки Евфросина»