Искусство начала 19 века
- Рубрика: Презентации по МХК
- Просмотров: 370
Презентация "Искусство начала 19 века" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Искусство начала 19 века Россия на протяжении XIX и начала XX века – переживала значительные исторические события, вносившие перемены в социальную структуру общества, оказывавшие влияние на общественные и эстетические идеалы, но ни одно из них не может сравниться с Великой октябрьской социалистической революцией, ни одно из них не вызывало такой решительной перемены во всем строе жизни и такой поляризации литературных сил, такой неготовности большинства писателей воспринять новые идеалы. Великие революционные потрясения, как показывает опыт, могут на некоторое время нарушить и задержать развитие искусства, так случилось в России. Задержка была кратковременной и предшествовала периоду его бурных поисков в совершенно новых условиях, искусство переживало свою революцию, оставаясь искусством, но радикально меняясь и обновляясь, выражая готовность воспринять идеалы социальной революции и служить народу.
ЛИТЕРАТУРА Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой, социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Для этого они создавали специальные художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свою творческую работу будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И.А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П.Гарин и др. В идеологии Пролеткульта, проповедовали идею «чистой» пролетарской культуры, они выбрасывали «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.
В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Поэтому все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания.
Тогда же появились писатели нового поколения, участники Революции и гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. Серафимовича («Железный поток»), К.Тренева («Любовь Яровая»), М. Шолохова («Донские рассказы») Д. Фурманова («Чапаев») были, несомненно, талантливы, отражали настроение народа. Литература с их помощью спускалась с заоблачных вершин чистого искусства, становилась более до ступной для понимания.
В этот же период во всю свою мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина. А его творческая и личная судьба стали отражением противоречий, характерных для революционной эпохи.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Новым людям, стоящим у власти, нужны были новые формы, воздействующие на чувства, агитирующие за коммунистическое будущее. Расцветает искусство плаката, появляются талантливые мастера этого жанра — В. Дени («Банда»), Д. Моор («Ты записался добровольцем?», «Помоги!»).
Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому, который проявил здесь талант не только поэта и публициста, но и самобытного художника.
В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). В своей декларации «ахрровцы» объявили, что граж данским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Примерами такого стиля являются работы И. Бродского («Ленин и манифестация»), М. Грекова («Тачанка»), Е. Чепцова («Заседание сельской ячейки»). Чепцов «Заседание сельской ячейки» Бродский «Ленин и манифестация» Греков «Тачанка»
СКУЛЬПТУРА Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». Скульптор А. Матвеев создал известную композицию «Октябрь». В портретной скульптуре продолжала работать А. Голубкина. Шадр «Булыжник-орудие пролетариата» Матвеев «Октябрь»
АРХИТЕКТУРА Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего в которых в стилевом отношении преобладали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня III Интернационала», заложившее основы современного индустриального дизайна.