Марийские народные музыкальные инструменты
- Рубрика: Презентации по Музыке
- Просмотров: 472
Презентация "Марийские народные музыкальные инструменты" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Марийские народные музыкальные инструменты Урок музыки в 5 классе (Урок разработан учителем музыки МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа» Ивановой Н.С.)
Разновидности марийских музыкальных инструментов Ударные инструменты Пленкозвучные инструменты Варган (рамочно-язычковый инструмент) Струнные инструменты Дульцево-духовые инструменты Язычково-духовые инструменты Волынка
Ударные марийские инструменты Деревянные палки (пу тоя) Обрубок бревна ( бревно с колотушками - вынер кашта) Барабан (тямыр) Коробочка (пу калта). Коса (сава), Колотушка (орол панга) Металлическая банка (пурса калта) Трещотка (лочыртыш) Трещотка-вертушка (пцрдыктымц лочыртыш) Колокольчик (онгыр) Рубель (чылдаран яш)
Барабан -тумыр У многих финно-угорских народов (мордвы, коми, эстонцев, карел, финнов, удмуртов и др.) как национальный музыкальный инструмент барабан вообще не зафиксирован (у эстонцев барабан представлен как весьма позднее заимствованное явление). У мари барабан – это уже настоящий ударный музыкальный инструмент. Традиционно тÿмыр употребляется в дуэте с шÿвыр. Самостоятельно же тÿмыр употребляется в старину лишь в качестве ритуального звукового орудия (возвещали начало племенных сборов, языческих праздников ит.д.).
Гусли- кусле Как божественный инструмент, кÿсле всегда был неотъемлемой частью атрибутики древнейших народных культов. Многие языческие моления в священных рощах (ото, кÿсо, кÿсото) в качестве непременного ритуала включили и игру на кусле, поэтому инструмент практически был распространен повсеместно среди мари. Ритуальная игра на кÿсле всегда имела особое таинство, торжественность и одухотворенность. Издавна исполнение на кÿсле считалось привилегией мужчин – на них играли многие знаменитые предводители, знатные в народе люди. Но постепенно инструмент становится «достоянием» женских рук.
Волынка - шувыр Этимология термина восходит к слову шÿвыроҥ, что означает пузырь (мочевой) какого-либо животного, который служил исходным материалом для одной из составных частей (воздушного резервуара) инструмента. Шÿвыр состоит из пяти основных частей: шÿвырпу или челык (деревянная колодка), шÿвыр йытыр (игровые трубки две), чырлык или чытлык (пищики два), шÿвыр пуч (раструб), шÿвыроҥ (пузырь (воздушный резервуар).
Марийская гармонь – марла-кармонь МАРЛА-КАРМОНЬ - марийская однорядная семи-клавишная гармонь, сконструированная на основе вятской гармоники. Звуки, извлекаемые с помощью правой клавиатуры, дублируются в октаву. Марла-кармонь используется как сольный, ансамблевый (напр., в дуэте с тумыром) и аккомпанирующий инструмент. Вытесняется двухрядной гармонью (кога-кармонь) и баяном.аменяется созвучием квинты).
Свирель - шиалтыш марийский свистковый музыкальный инструмент, по-русски называется свирель. Это народное слово, а литературно-профессиональное название ее - продольная флейта. Марийская свирель - это усовершенствованная ивовая свирель, о которой говорилось выше. Усовершенствование заключается в том, что на поверхности инструмента появились шесть боковых отверстий.
Дудка - шиялтыш Исконное значение термина «шиялтыш» восходит к глаголу «шиялтыш» в значении «дуть», «свистеть».
Варган (умша ковыж) Варган (умша ковыж) представляет собой подковообразную металлическую раму с параллельно вытянувшимися концами в сторону, посередине которых находится упругий стальной язычок. Один конец его свободно качается, а другой жестко прикреплен к раме. Название «ковыж» к марийцам пришло, видимо от татар или башкир, у которых до сих пор сохранилось «кобыз». Варган - маленький инструмент. Он свободно умещается на ладони. Во время игры его держат левой рукой. Параллельно вытянувшуюся часть варгана прикладывают к губам, указательным пальцем левой руки приводят в колебательное движение стальной язычок. При этом выдыхают, легонечко насвистывая мелодию. Полость рта, как резонатор, усиливает звук варгана. Варган известен в истории с XII века.