Использование числительных три и четыре в сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Рубрика: Презентации для начальной школы
- Просмотров: 387
Презентация "Использование числительных три и четыре в сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Использование числительных три и четыре в сказочной повести А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Выполнили учащиеся 6 класса МОУ Поповской СОШ Руководитель Нагорная С.А.
Сказка сопровождает нас всю жизнь Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказка сопровождает нас всю жизнь. Она входит в наше сознание с самого детства, пленяя наши детские души. Одобряя или осуждая поступки сказочных героев, мы учимся думать, анализировать и искать в сказке ответы на многие наши детские вопросы. Сказка помогает подготовиться к встрече с огромным взрослым миром. Фантастика и волшебство способствуют пониманию реальности жизни и человеческих взаимоотношений.
Великий математик и писатель Александр Мелентьевич Волков родился 14 июля 1891 года в Усть-Каменогорске. Будущему писателю не было и четырех лет, когда отец научил его читать и с тех пор он стал заядлым читателем. В 6 лет Волкова приняли сразу во второй класс городского училища и в 12 лет он закончил его лучшим учеником. В конце I-й мировой войны, он сдает выпускные экзамены в Семипалатинской гимназии, а затем заканчивает Ярославский педагогический институт. И уже на пятом десятке Александр Мелентьевич поступает и блестяще всего за 7 месяцев заканчивает математический факультет Московского университета. А вскоре становится преподавателем высшей математики в одном из московских вузов.
Неожиданный поворот в жизни А.М. Волкова Началось все с того, что Волков, большой знаток иностранных языков, решил изучить английский. И для практики попробовал переводить сказку американского писателя Фрэнка Баума "Мудрец из Страны ОЗ". Он начал пересказывать ее двум сыновьям. При этом кое-что переделывал, кое-что добавлял. А когда перевод или, точнее, пересказ был закончен, то вдруг выяснилось, что это уже не совсем баумовский "Мудрец". Американская сказка превратилась просто в сказку. А ее герои заговорили по-русски так же непринужденно и весело, как за полстолетия до этого говорили по-английски.
Выявить особенности использования числительных в сказке А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Доказать, что использование числительных три и четыре в сказочной повести А.Волкова не случайно. Доказать, что при написании сказочной повести проявилось математическое мышление автора. Цели и задачи исследования
Методы исследования Наблюдение Сопоставление Сплошная выборка Комментирование отдельных фрагментов
Предположим, что автор «Волшебника Изумрудного города» специально использовал в своей книге числительные, чтобы показать важность математической науки в реальном и сказочном мире.
Для чего используются числительные в сказочной повести? Количество главных героев Числительные обозначают Количество испытаний Количество желаний Количество волшебных стран ; Количество предметов, участвующих в действиях Количество волшебных качеств, присущих предмету
Мы, люди XXI века, конечно же, не суеверны. Но все-таки, даже в шутку стуча по деревяшке, чтобы «не сглазить», мы делаем это почему-то ровно три раза. Почему же мы столько внимания уделяем числам? Корни этого лежат в самой человеческой культуре. Вера во влияние числа на судьбу возникла давно. Еще греческие последователи Пифагора, изобретателя знаменитой теоремы, считали числа основой мира. Волков, будучи математиком, конечно же, числам придавал особое значение. Скорее всего это происходит из-за того, что в жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, жара и холод, богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок. Числа управляют реальным и сказочным миром
Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, символом полноты, счастливым числом. В сказках часто встречается тройка персонажей: три сына (дочери) сказочного царя, купца, мельника или крестьянина. В былинах сказители рассказывают о трёх русских богатырях. Цифра три - магическая цифра, которая на протяжении долгого времени была символом языческой тройственной богини, которая одновременно является в виде девушки, матери и старухи. Эта цифра олицетворяет Святую Троицу и связана с циклом рождения, жизни и смерти. Число 3 считалось в древности магическим потому, что оно складывалось из суммы предыдущих чисел (3=1+2). Материальный мир «опирается» на число 4: четыре стороны света (север, юг, восток, запад), четыре времени года (зима, весна, лето, осень), четыре первоэлемента стихии (огонь, земля, воздух, вода), четыре периода жизни человека (детство, молодость, зрелость, старость). Числа 3 4
Использование в повести-сказке числительного три Элли приобретает трёх друзей Виллина прочитала в волшебной книге, что девочка должна помочь трём существам Владелец волшебной шапки может загадать три желания Волшебные башмачки за три шага доставили Элли в Канзас Три дня герои ждали спада воды на пути в Розовую страну
1. Четыре волшебницы: Стелла, Виллина, Гингема, Бастинда. 2. Четыре страны: Жёлтая, Голубая, Фиолетовая, Розовая 3. Четыре препятствия на пути к Изумрудному городу: людоед, саблезубые тигры, переправа, маковое поле. 4. Четыре облика Гудвина: живая голова, прекрасная Морская Дева, чудовищный зверь, огненный шар. 5. Четыре битвы в стране Бастинды: с 40 волками, со стаей ворон с железными клювами, с тучей свирепых пчёл, с могучим племенем Летучих Обезьян. 6. Четыре желания героев: мозги, сердце, смелость, возвращение в Канзас. 7. Четыре героя: Страшила, Дровосек, Лев, Элли. Использование числительного четыре
Две добрые и две злые волшебницы. (2+2=4) Сорок свирепых волков Бастинды. Десять раз по четыре (10·4=40) Пятьсот лет Бастинда не умывалась. (125·4=500). Значение существительных стая, туча пчёл, племя включает в себя понятие «много». Мастера восстанавливали Страшилу и Железного Дровосека три дня и четыре ночи. Виллина Элли: «Ты должна идти одна…». У Бастинды был один глаз. Другие числительные
Удивительное и реальное рядом Автор создал не только удивительную историю, но показал, как важно герою поверить в себя, в свои силы и возможности, как необходимы друзья и их поддержка в тяжёлой ситуации, что дружба только крепнет, если герои вместе. В жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холод, красота и уродство, богатство и нищета, и на противопоставлении построен сюжет сказки А.М. Волкова
Добрая Стелла, волшебница Розовой страны, исполняет желания Первое волшебство Золотой Шапки Вернёт Страшилу в Изумрудный город: правитель должен жить в том городе, которым он правит. Второе волшебство Золотой Шапки заставит Летучих обезьян перенести Железного Дровосека в страну Мигунов. -Третье волшебство Золотой Шапки перенесёт Смелого Льва к его зверям, которые, конечно, будут счастливы, имея такого царя.
Добро побеждает зло! Много испытаний пришлось изведать на своём пути маленькой девочке Элли. Она запомнила слова доброй Виллины : «Иди, ищи, борись!» И эти слова стали для героини главным жизненным принципом.
Заключение Итак, как не может волшебная сказка существовать без героев добрых и злых, без волшебных предметов, так и не может она быть без волшебных чисел. Наше исследование показало, что числительное три, как и число 3, у А.М. Волкова больше связано со сказочным миром, а числительное четыре и число 4 используется автором «Волшебника Изумрудного города» для изображения реального мира, потому что Александр Мелентьевич был математиком, а эта наука, как известно, опирается на конкретное, реальное, материальное. Волков написал семь сказочных повестей. В будущем хотелось бы продолжить подобное исследование на других сказках писателя. Может, тогда и выводы будут другие.
Использованная литература 1.Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 1986. 2.А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города». М., 1998 3.Степанов А.И. Число и культура: Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории.- М.: Языки славянской культуры, 2004. 4. Интернет-ресурсы.