ГИА-2013
- Рубрика: Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 313
Презентация "ГИА-2013" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
ГИА-2013 Работу подготовила Акопова Н.Г., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 1380 г. Москвы
С2.1 С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса, или Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, но Рассуждение построил на анализе или только лексических, или только грамматических явлений. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса (его части), нет 1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или Тезис доказан на бытовом уровне 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, иллюстрирующих одно лексическое и одно грамматическое явление 2 Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий или лексическое, или грамматическое явление 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С2.2 С2К4 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 3 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущено 2 ошибки в построении текста 1 Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости 0
С2. Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Тезис Тезисом в сочинении С2 являются слова Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Аргументы Способы оформления Указать номера предложений ИЛИ использовать цитирование. (Обратить внимание на точность цитирования)
Несколько слов о СЛОВЕ Основной значимой единицей языка является слово. Слова несут в себе информацию о предметах, явлениях, действиях, качествах окружающего человека мира и духовной сферы. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое и типичное грамматическое значения. Существует несколько способов толкования слов: подбором синонимов, толкование, включающее в свой состав однокоренные слова, иллюстрация смысла, рисунок.
Функции слова Называть предметы, явления, события, понятия, признаки, количество, обозначать действия. Слово выражает отношение говорящего к предмету говорения.
Лексические явления для аргументации лексика с точки зрения стилистической окраски; лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы и др.); лексика с точки зрения происхождения; лексика с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы); синонимы, антонимы; фразеологизмы и др.
Грамматические явления для аргументации однородные члены предложения; вводные слова; обращения; обособленные члены предложения; разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные)
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.
– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все документы. (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)
На заметку… Не в каждом тексте можно обнаружить все приведенные выше грамматические или лексические явления. Поэтому проводится предварительная работа по всему материалу. В тексте Б. Васильева мною выделены цветом примеры для лексических и грамматических аргументов. Ниже даны сочинения по тексту с опорой на выделенный лексический и грамматический материал.
Клише 1 Язык - это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста. Но само по себе слово еще не текст, а материал для его построения. И чтобы создать текст, необходимо знать законы грамматики, раздела лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. В предложенном тексте в предложении 52 (Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда.) автор выстраивает однородные челны по принципу градации, используя бессоюзную связь, чтобы показать степень трагедии, которую переживает старая женщина. А также в предложении 53 (Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…), соединяя однородные челны союзом «не только, но и», противопоставил душу шкатулке, то есть духовность, душевность - бездушию Таким образом, смысл афоризма, введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Клише 2 Лингвисты считают слово основной единицей языка. И это не случайно. Ведь все свое знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Он назвал всякое действие, состояния, определил признаки и качества всего, что его окружает, и все это – с помощью слова. Для доказательства тезиса, приведенного в задании, обратимся к тексту. Так, слово ПИСЬМО, употребленное в предложениях 14, 17, 18 имеет синонимы: бесценные листочки (….) и документ (…). Использовав эти слова, автор показал, как по-разному относятся к одному и тому же люди. Для главной героини эти пожелтевшие листочки были нитью, которая связывала ее с прошлым, делала воспоминания живыми . А для школьников они оказались всего лишь документом для музея. Оригинальным документом, а не копией. В 1 предложении, использовав слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами БАБУЛЯ , ТАНЕЧКА, автор выразил отношение к героям рассказа. Они ему симпатичны, в отличие от школьников, которых он назвал «делегацией». Ведь их сюда привел не интерес к судьбе неизвестного героя, а задание, которое необходимо выполнить. Слово – это великий зодчий человечества. Оно способно объяснить абсолютно все, вызвать улыбку и слезы, доставить радость и принести беду Так лексика и грамматика помогают разгадать тайны текста, постичь замысел автора.
Клише 3 Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни. К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во втором – подводится его итог . Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
(1) Сказать, что Стася Михальская не любила своего отца, было бы несправедливо. (2) Она любила его, почитала, как человека, заботящегося о ней и брате, сильного, преданного делу своей… науке, – но и побаивалась. (3) Стася знала, что и отец её очень сильно любит, но старается скрыть это в воспитательных целях. (4) В глубинах её детской памяти сохранилось ощущение каких-то иных отношений с отцом. (5) Иногда Стася видела себя во сне маленькой девочкой, как, вскарабкавшись на колени отца, прижавшись к нему, она смотрела на огонь, словно вьющийся в камине, вдыхала родной запах домашней фланелевой рубашки отца, чувствовала сильные, осторожные руки, сомкнувшиеся за её спиной. (6) Вероятно, когда-то всё так и было – камин, напевно бормочущий свою огненную сказку, нежность отца, проникающая в её детское сердце, – но в какой-то момент резко закончилось. (7) Сколько ей было лет тогда, Стася не помнила, но помнила, что однажды по привычке потянулась к отцу, и вдруг его лицо исказилось, и он, вскрикнув что-то гневное, стряхнул её с коленей, как котенка. (8) Стася упала, ударилась затылком о пол. (9) Отец был ужасно напуган её плачем, схватил на руки, разрыдался – такое проявление слабости было ему вообще-то несвойственно. (10) Но с тех пор девочка не повторяла попыток взобраться к отцу на колени. (11) Она по-прежнему чувствовала его любовь к себе, но с той поры между ними как будто встало прозрачное стекло: каждое Стасино движение к отцу было чревато болью, каждое его движение к ней разбивалось о невидимую преграду. (12) А вот о том, что мама её не любила, было известно всем: и отцу, и Марианне, и Стефану, маминому любимцу. (13) Мама тоже заботилась о ней, внимательно следила за Стасиным питанием, здоровьем, настроением, времяпрепровождением, учёбой; то же самое делала она и для сына. (14) Но в каждом её жесте, взгляде, обращённом к Стефану, мама словно оживала, светилась изнутри, таяла от нежности, а всё, что она делала для Стаси, было продиктовано автоматической необходимостью, скучной обязательностью. (По В.Ветковской)
Сочинение Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Девочка вспоминает далекое детство, освещенное любовью отца, когда все вокруг становилось добрым и сказочным. Для описания состояния Стаси автор использует метафоры: «в глубинах её детской памяти» , «камин, напевно бормочущий свою огненную сказку», «нежность отца, проникающая в её детское сердце»; эпитеты: «родной запах» «сильные, осторожные руки», сомкнувшиеся за её спиной. А также контекстуальные антонимы: отцовская «нежность, проникающая в ее детское сердце» противопоставлена материнской заботе, продиктованной «автоматической необходимостью, скучной обязательностью». Таким образом, благодаря выбору средств художественной выразительности, читатель ощутил сложность психологических отношений в семье. Для того чтобы показать сложность взаимоотношений в семье, автор текста использует много обособленных, присоединительных конструкций, однородных членов. Так, например в предложении № 13 однородные дополнения «питанием, здоровьем, настроением, времяпрепровождением, учёбой» помогают нам понять, насколько мать холодна по отношению к девочке. Нет ни одного определения, которое выразило бы материнские чувства, а те, что употреблены «автоматической», «скучной», еще раз доказывают отсутствие любви. Так лексика и грамматика помогают разгадать тайны текста, постичь замысел автора.
Тезисы, требующие доказательства в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово… (В.Г. Белинский) В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно… (Н.В. Гоголь) Язык есть средство не выражать готовую мысль, а создавать её… (А.А. Потебня) Язык – орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней. (М. Горький) Письмо придает прочность летучему слову, побеждает пространство и время. Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания… (Я. Грот) Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому. (М.В. Ломоносов) С русским языком можно творить чудеса….Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Г. Паустовский) Язык есть самая живая, самая обильная и прочнаясвязь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К.Д. Ушинский) В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле, - энергия человеческого духа. (Ф. Абрамов) (Эти тезисы можно использовать на уроках при подготовке учащихся к итоговой аттестации)