Фантастическое в произведениях Н.В. Гоголя
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 409
Презентация "Фантастическое в произведениях Н.В. Гоголя" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Лысенко Александр, Войнова Мария, Попова Анастасия, Дюмина Ольга, Дербенёв Денис 9 «А» класс, школа № 719 Руководитель – Агапова Е.А. Консультант – Красуцкая Г.В.
«…Гоголь, хотя и порывался быть добросовестным бытописателем окружавшей его жизни, всегда в своем творчестве оставался мечтателем, фантастом…Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя,… мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе…» В.Я. Брюсов, 1909 г.
Содержание Цели и задачи проекта Краткая биография Н.В. Гоголя Тема фантастики в творчестве писателя: I период (1829-1835 гг.) ٧ «Вечера на хуторе близ Диканьки» - повесть «Ночь перед Рождеством» II период (1835-1842 гг.) ٧ повесть «Нос» III период (1842-1852 гг.) ٧ комедия «Ревизор» ٧ поэма «Мёртвые души» Заключение Источники информации Н.В. Гоголь. Гравюра на стали Ф.И. Иордана 1857 г. с портрета Ф.А. Боллера 1841 г.
Цели и задачи проекта Цель данного проекта – с помощью средств ИКТ раскрыть тему фантастики в творчестве Н.В. Гоголя. Задачи: сбор материала; анализ и обобщение фантастических приёмов; зрительное представление персонажей (создание костюмов и рисунков); Более глубокое изучение курса ИКТ.
Краткая биография Биография Родители писателя Родительский дом Образовательные учреждения Места связанные с Гоголем
Биография Родился Николай Васильевич Гоголь в местечке Великие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.
Родители писателя Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи.
Родители писателя Мать, Мария Ивановна Косарявская (1791-1868), из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.
Родительский дом Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголя писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
Учеба В 1818-1819 гг. Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище. С 1821 по 1828 гг. будущий писатель обучался в гимназии высших наук в г. Нежин Черниговской губернии. Здесь он познакомился с современной литературой, увлёкся театром. Нежинский лицей. Акварель О.Б. Визеля. 1830-ые гг.
Места связанные с Гоголем Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда. Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя. Нежин. В XVIII-XIX веках Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 году была основана Нежинская Гимназия высших наук. В этой Гимназии высших наук получили образование Н.Гоголь и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это - один из корпусов педагогического института.
Места связанные с Гоголем Санкт-Петербург. С 1831 до 1836 года Гоголь жил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности. Рим. Гоголь в Риме был счастлив. Он провел в Италии почти десять лет. Писал из Рима: "Никогда я не чувствовал себя так погруженным в такое спокойное блаженство. Что за небо! Что за дни! Лето - не лето, весна - не весна, но лучше весны и лета, какие бывают в других углах мира. Что за воздух! Пью - не напьюсь, гляжу - не нагляжусь. В душе небо и рай! Никогда я не был так весел, так доволен жизнью".
Места связанные с Гоголем Москва. Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей. Сегодня этот дом памятен тем, что здесь жил и умер великий писатель.
I первый период (1829-1835) Этот период начался с поисков своей темы, своей тропы в литературе. В сентябре 1831 г. вышла первая часть «Вечеров…», в 1832 г. была издана вторая часть. Открыв книгу, мы сразу погружаемся в атмосферу яркого малороссийского праздника, где реальность переплетается с фантастикой, настоящее сменяется сказочным и чудесным прошлым. Здесь мы встречаем и обычных малороссиян, и героев устного народного творчества: русалок и ведьм, колдунов и оборотней и, конечно, черта.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечера…» - книга фантастическая. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что всё неизведанное пространство населено нечистью. А сами мифологические персонажи тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей.
«Ночь перед Рождеством» Так, чёрт в повести «Ночь перед Рождеством» выглядит как «настоящий губернский стряпчий в мундире». Он хватает месяц и обжигается, дует на руку, словно чиновник, случайно схвативший раскалённую сковородку. Объясняясь в любви «несравненной Солохе», чёрт «целовал её руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал…». Инсценировка повести «Ночь перед Рождеством» (костюмы выполнены своими руками, фотография обработана в Photoshop)
Сама Солоха, казалось бы, ведьма, а значит, старуха с носом-крючком и бородавкой на лице, сгорбленная, варит зелье из лягушачьих лапок… Так нет же! Она не лишенная обаяния женщина, алчная поселянка, любящая поклонников. «Ночь перед Рождеством» Рисунок Маши Войновой
Второй период (1835-1842) Второй период открывается «петербургскими повестями»: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет», вошедшими в сборник «Арабески». Эти произведения связали два периода творческого развития писателя: в 1836 г. была напечатана повесть «Нос», а завершает цикл повесть «Шинель» (1839-1841). Повести связаны местом действия – Петербургом. Гоголь создал собственный неповторимый образ северной столицы. Нам она представляется призрачным, страшным городом, здания которого прижимают тебя к земле, стены домов окружают со всех сторон, в каждом фонаре скрывается неуловимая усмешка, а ночью небо так темно, что не видно звёзд и луны. Петербург сводит с ума, всё в нём абсурдно. В Петербурге человек теряет индивидуальность, сливается с серой массой. Петербург у Гоголя – мир будничной фантастики.
«Нос» Самая фантастическая из всех городских «историй» - «Нос».Фантастика в этом произведении сильно отличается от народно-поэтической фантастики в «Вечерах…». Здесь не важно, откуда взялся нос. Любое, даже самое бредовое предположение, не исключается. Но главное в другом – в «двуликости» носа. С одной стороны, это нос майора Ковалёва. Но второй «лик» носа – социальный. Образ носа – итог художественного обобщения, раскрывающий социальный феномен Петербурга. Суть повести не в том, что он стал человеком, а в том, что он стал чиновником пятого класса. Рисунок Маши Войновой
Нос для окружающих – вовсе не нос, а «штатский генерал». Чин видят, человека нет, поэтому подмена совершенно незаметна. Фантастика в повести «Нос» - тайна, которой нет нигде и которая везде, это страшная иррациональность самой петербургской жизни, в которой любое бредовое видение неотличимо от реальности. Инсценировка повести «Нос» (костюмы выполнены своими руками, фотография обработана в Photoshop)
Третий период (1842-1852) В 1835 году возникли замыслы комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души», определившие всю последующую судьбу Гоголя-художника. По мнению Николая Васильевича, писатель должен быть не только художником, но и учителем. Но свою проповедь Гоголь представляет скорее в перевёрнутом виде. Он не пишет о благородных юношах. Мир «Ревизора и «Мёртвых душ» - «мир антигероев». Он окутан атмосферой тайного учительства, что писатель умело прикрывает присущим только ему юмором. «Изюминка» его творчества – переплетение фантастики и реальности, преувеличение, доведённое до абсурда. Гоголь, читающий «Мёртвые души». Э.А. Дмитриев-Мамонов. 1839 г.
Рисунок Маши Войновой Читая «Ревизора», удивляешься: «Неужели и здесь есть фантастическое?» Казалось бы, в комедии нет ничего сверхъестественного. Но потом понимаешь, что гоголевский гротеск (преувеличение, близкое к фантастическому) доводит глупость Хлестакова до идеальной. Но, главное, в чём реализован гротеск писателя, это миражная интрига. Человеческая жизнь абсурдна, люди тратят её в погоне за множеством миражей, в стремлении настичь пустоту, гениально воплощенную Хлестаковым. Комедия «Ревизор»
Хлестакова трудно поймать на лжи. Он просто не задумывается о правдоподобности своей отрывистой, необдуманной речи. Кроме того, в пьесу вводится образ Петербурга. Это ещё одни мираж – с одной стороны - вожделенный и манящий, с другой - страхоточивый. Оба этих миража обретают воплощение! Городничий вот-вот получит новое звание. Невероятный, казалось бы, выигрыш, но не стоит забывать что это всего лишь мираж. Истина постепенно проясняется, а победа превращается в поражение. И. И. Сосницкий в роли городничего
Поэма «Мёртвые души» В «Мёртвых душах», как и в «Ревизоре», Гоголь создаёт абсурдный художественный мир. Когда читаешь это произведение, создаётся впечатление, будто персонажи комедии утрачивают свою человеческую сущность и превращаются в пародию на возможности, заложенные в них природой. Кроме того, в поэме Николай Васильевич вновь использует миражную интригу. И, в самом деле, путешествие Чичикова – бесконечная погоня за миражом, за пустотой, за ушедшими из жизни людьми.
Фантасмагория нелепостей продолжается с первой до последней страницы. В книге самое невероятное прочно соединилось с реальным: не только помещикам, но и читателю чаще всего не приходит в голову мысль, что покупка мёртвых душ вообще невозможна. Как же к этому относятся партнёры Чичикова? Обратимся к некоторым из них. Мёртвые души. Канцелярия. Гравюра на дереве Е.Е.Бернардского по рисунку А.А. Агина. 1846 г.
Собакевич – воплощение дремучей, незыблемой прочности помещичьего уклада. Видно, что он испытывает какое-то беспокойство. С Чичиковым приходит в дом что-то тревожное, новое. Предложение Чичикова с точки зрения крепостнической помещичьей психологии вовсе не фантастично. Собакевич. Рисунок Маши Войновой Манилов. Рисунок Маши Войновой Что же общего между деловым Чичиковым и пародийно-праздным Маниловым? Оказывается между их внутренними мирами есть общее. У них одинаковая «приятность» обращения. Но важно другое: их роднит пустопорожнее мечтательство.
Заключение Растёт мастерство писателя от сочинения к сочинению. Мы проанализировали, как изменялись приёмы фантастики: фольклорная тема, знакомая с детства (сказки), абсурд, миражи, гротеск. Фольклорная тема в «Вечерах…» сменяется абсурдностью в «Петербургских повестях», в «Ревизоре» абсурдность переплетается с миражами, а в «Мёртвых душах» гротесковый приём Н.В. Гоголь доводит до необычайной высоты абсурдных миражей.