Всёпроникающая магия слова
- Рубрика: Презентации по Литературе
- Просмотров: 351
Презентация "Всёпроникающая магия слова" онлайн бесплатно на портале электронных презентаций school-present.com
Цели урока Показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы; Сформировать представление о поэзии «серебряного века»; Познакомиться с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX веков; Знать характерные черты литературных течений поэзии «серебряного века»
Возникновение различных литературных течений в конце XIX-начале XX века Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на рубеже XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии. В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. Н. Гумилёв
Что мы ждём от современной литературы? Помочь разобраться в нашей действительности. Выживает тот художник, кто говорит о современности с позиций вечности. Велика власть художественного слова в русском искусстве нашего столетия. Необычна мелодика, оригинальный, образный строй поэзии, прозы, драматургии. Позавчерашний день мы помни лучше вчерашнего. XIX столетие мы знаем подробнее XX. К этому были веские исторические основания. Поэтому ясен сегодня необычный интерес к так называемым «белым пятнам», одним из которых и является «серебряный век». Что же это за явление в русской литературе?
Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новых эстетических явлений происходило на фоне сильного подъёма философской мысли. Этот фон составляли: Русско-японская война; Трагедия на Ходынском поле; Потрясения 1905-1907 годов. История в эти годы вторгалась в повседневную жизнь людей, нарушая её привычное течение.
Поэзия «серебряного века» вырабатывает принципиально новую концепцию. Человека, стремящегося увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времён достоянием своего внутреннего мира. Начало века А. Блок определил как «минута смятения и борьбы лжи и правды»
Это смятение и борьба привели к образованию в литературе многочисленных группировок, которые вели споры и дискуссии о сущности слова, о новых путях развития литературы. На рубеже веков произошёл неожиданный взлёт поэзии. Именно этот жанр в литературе является наиболее мобильным, способным быстро реагировать на изменения в жизни людей и общества. Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о том, что в истории поэзии наступила новая эпоха, требовавшая новых принципов художественной выразительности и поэтической изобразительности, нового соотношения поэтического слова и жизни. Наступил «серебряный век». Он характеризуется несколькими сферами поэтического творчества, каждая из которых имеет своё имя и свой творческий метод.
Сам термин «серебряный век» возник по аналогии с золотым веком русской поэзии – первой половиной XIX века, времени, когда творили Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Василий Жуковский и другие известные поэты.
Три века поэтов Когда поэт ещё невинен был, Он про себя иль на ухо подруге, Счастливец, пел на воле, на досуге И на заказ стихами не служил. Век золотой! Тебя уж нет в помине, И ты идёшь за баснословный ныне. Тут век другой настал вослед ему. Поэт стал горд, стал данник общежитью, Мечты свои он подчинил уму, Не вышнему, земному внял наитью И начал петь, мешая с правдой ложь, Высоких дам и маленьких вельмож. Им понукал и чуждый, и знакомый; Уж сын небес — гостинный человек: Тут в казнь ему напущены альбомы, И этот век — серебряный был век. Сам термин восходит к античной литературе, писатели того значительного периода в истории человечества полагали, что жизнь человека начинается «золотым», а заканчивается «железным» веком. Примечательно к поэзии подобное обозначение эпох принято возводить к появившемуся в 1829 году стихотворению П.А. Вяземского «Три века поэтов», в котором говорится о безвозвратно ушедшем «золотом веке».
Начало «серебряного века» русской поэзии – 1890-е годы XIX века, а конец – 1921 год, год смерти Александра Блока. Поэты «серебряного века» следовали пушкинским традициям, каждый в меру своего таланта, а их новаторство выражалось в «расширении художественной впечатлительности» и в некоторых вполне умеренных реформах стиха. Хотя хронологически «серебряный век» русской поэзии занимает два десятилетия, но его значение в истории русской литературы огромно.
Владимир Соловьёв, один из русских философов, живших в то время, выразил, очертил в своих проницательных стихах труднейшую задачу художника новых перемен Всё, изменяясь, изменило, Везде могильные кресты, Но будят душу с прежней силой Заветы творческой мечты. Безумье вечное поэта – Как свежий ключ среди руин… Времён не слушаясь запрета, Он в смерти жизнь хранит один. В процитированных строчках закодированы линии новой поэзии: поэтика намёка и иносказания, знаковое наполнение обыденных слов и т.д.
Ещё одна важнейшая примета нового искусства – апология мига, мимолётности, сиюминутности – отчётливо звучит в следующих стихах Владимира Соловьёва Подвиг сердца женского, Тень мужского зла, Солнца блеск вселенского И земная мгла… Что разрывом тягостным Мучит каждый миг – Всё ты чувством благостным В красоте постиг. Владимир Соловьёв стоит у истоков русского «серебряного века» как начало для духовного взлёта целой культурной общности творцов. «Конец истории сошёлся с её началом»
Все поэты «серебряного века» любили свою Родину. Россия для каждого из них была нечто святым. Споры о сверхчеловеке в начале века привели к введнию новых размеров, воцарению длинной строки, узаконилась каламбурная рифма. Поэтам «серебряного века» дороги и близки все явления живой природы, культуры, космоса. Славлю в равной мере Капельку и море, – пишет один символист, а другой как бы откликается: Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья. И Господа, и Дьявола Хочу прославить я.
Поэты начала XX века более, чем их предшественники, склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и отталкиваний. Одна из программ преподана в ставших хрестоматийными строчках В.Я. Брюсова ЮНОМУ ПОЭТУ Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 15 июля 1896 Заветы модернизма сформулированы здесь в заострённом виде, однако именно беззаветное поклонение искусству сближает поэтов, относящихся к «серебряному веку» Поэзия «серебряного века» – это уникальное художественное пространство В.Я. Брюсову были свойственны стабильность мироощущения, поэтизация твёрдых качеств характера, стремление к систематизации, строгая логика
Символизм Символизм – модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. Суть программы – наша задача – «загипнотизировать читателя» (В.Брюсов), вызвать у него ответное чувство. Поэтам-символистам принадлежат серьёзные открытия в области поэтики, ритмики стиха, усиления в нём музыкального начала. Тезисом к литературному манифесту поэтов-символистов могли бы послужить следующие слова из статей поэтов «серебряного века»: «Страшный контрданс «соответствий», кивающих друг на друга. Вечное подмигивание. Ни одного ясного слова, только намёки, недоговаривания. Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой». Сформировался в России в 1890-1900 годы.
Старшие символисты Характерные слова-образы из поэзии символистов: бездна, ночь, дух, миры, любовь, кормило, сретенье, светила, твердь, лоно, легион, атом, пожар, пламень. Поэты-символисты внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира. Ключевое слово – «СИМВОЛ» Младшие символисты Поэтический сборник «Золото в лазури»! К.Бальмонту свойственно непостоянство, переменчивость настроений, жажда слияния с мировыми стихиями, автор сборника стихов «В безбрежности» М.Кузмину свойственны многозначительность, игровое начало, пафос, музыкальность
Акмеизм Акмеизм (адамизм) – модернистское течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности, создание зримого конкретного образа, отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами. Если символизм – поэзия намёков, то акмеизм – поэзия точности, ясности. Суть программы – мы, акмеисты, пришли на смену символистам, мы стали жрецами, дали миру стройность и ясность. Тезисом к литературному манифесту акмеистов могли служить следующие слова: «Для нас иерархия в мире явлений – только удельный вес каждого из них, причём вес ничтожнейшего всё-таки несоизмеримо больше отсутствия веса, небытия, и поэтому перед лицом небытия все явления – братья». Ключевое слово – «ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ЧЕГО-ЛИБО, ЦВЕТУЩАЯ СИЛА»
Поэты-акмеисты Характерные слова-образы: лыжи, месяц, небо, луг, дворец, окошки, тишина, тропинка, дрожки, прорубь, ива, дерево, русалка, путь, ветка, галки. Акмеисты призывали очистить поэзию от философии и всякого рода «методологических» увлечений, от использования туманных намёков и символов, провозгласив возврат к материальному миру и принятие его таким, каков он есть: с его радостями и пороками, злом и несправедливостью, утверждали принцип «искусство для искусства» В 1911-1914 гг. Н.С. Гумилёв объединил акмеистов в группу «Цех поэтов» Сергей Городецкий Поэтический сборник «Камень» Поэтические сборники «Огненный столп» и «Чужое небо»
Футуризм Футуризм – авангардистское направление, течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурное наследие, традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее. Если символизм – «поэзия намёков», акмеизм – поэзия точности, ясности, футуризм – поэзия вызова (эпатажа, опровержения традиции). Краткое выражение программы – только мы – лицо нашего времени, мы презираем славу, мы бросаем всем и всем, мы во власти тем, а потому мы – бунтари («Пощёчина общественному вкусу»). Ключевое слово – «БУДУЩЕЕ» Слова-образы: небо, труп, звёзды, черни, туман, боль, обман, эфиопы, ухватка, сыпь, вязь, крик, выпь, люди, звери, правда, звук, часы, преддверия, руки, паук, характерная рифма – «шампанском – испанском»
Поэты-футуристы Тезисом к литературному манифесту футуристов звучали такие слова: «Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание». Футуристы объявляли себя противниками современного буржуазного общества, уродующего личность, и защитниками «естественного» человека, его права на свободное индивидуальное развитие. Футуристы с самого начала провозгласили полный отказ от любых литературных традиций и в первую очередь от классического наследия, утверждая, что оно безнадёжно устарело. Давид Бурлюк
Писатели, не входившие в литературные группировки Иван Бунин – лауреат Нобелевской премии. Борис Пастернак – лауреат Нобелевской премии. Иннокентий Анненский знал 14 иностранных языков, автор сборника «Кипарисовый ларец». Максимилиан Волошин сделал наброски структурных пород Крымского побережья. Марина Цветаева говорила: «Единственный справочник: собственный слух, единственный учитель: собственный труд, единственный судья: будущее». Владислав Ходасевич жил предчувствием ожидающих Россию потрясений
В условиях революционного подъёма и кризиса самодержавия акмеизм и футуризм оказались нежизнеспособными и к концу 1910-х годов прекратили своё существование. Основополагаюший вопрос: О чем «кричит наш дух?..» В ощущениях поэтов звучит лейтмотив своей «потерянности» , в их статьях переданы мучительность и неоднозначность отношения к происходящим событиям. «Один среди враждебной рати Не их, не наш, ни свой, ничей» М.Волошин.
Русская поэзия «серебряного века» прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она забрасывала свои семена в будущее. Нить преданий и традиций не прервалась. Поэзия рубежа веков – сложнейшее культурное явление, интерес к которому только начинает просыпаться. Впереди нас ждут новые и новые открытия.
Поэзия «серебряного века» отразила в себе, в своих больших и малых магических зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской.
Русский «серебряный век» неповторим. Никогда в России не было такого взволнованного сознания, такого напряжения исканий и чаяний. Свет незабываемых зорь «серебряного века» навсегда останется в истории России. Герой литературы рубежа веков – носитель вечной, всеэпохальной мудрости, вне которой сущность бытия остаётся полностью непостигнутой.
Русский «серебряный век» незабываем и неповторим. Никогда- ни до, ни после – не было в России такой взволнованности осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда, на изломе времени. Свет этих творческих озарений навсегда останется в истории русской литературы
Серебряный век – уникальный культурный феномен, возникший в России на стыке XIX-XX веков, время перерождения и нового расцвета русской поэзии. Перед вами предстали самые яркие представители всех основных направлений поэтической эпохи смены двух веков. Это символизм и его скучающие идеалисты-романтики – Мережковский, Брюсов, Бальмонт, Блок. Это акмеизм и его «воинствующие» материалисты – Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. Это футуризм и его эпатажные «будетляне» – Хлебников, Маяковский, Северянин.
Что же такое Серебряный век русской поэзии? Свежесть форм и содержания. Революция стиха. Это три счастливых и последних десятилетия возможности выражать по-новому через поэзию настоящий дух времени, искать правду в полный голос. За веком вольно-лирическим начался век железного тоталитаризма, где воздух свободного творчества стал перекрыт.